Истоки музея кроются в начале далеких 30-х годов, когда руководители только что запущенного в строй автогиганта приняли решение один экземпляр каждой серийной модели оставлять для будущего музея. Именно благодаря этой традиции музей стал обладателем уникальной коллекции автомобилей. Первая стационарная экспозиция Музея истории ГАЗ появилась в 1965 году. С тех пор уникальная коллекция подлинных музейных предметов постоянно пополнялась.
За эти годы в музее прошло несколько этапов обновления: в 1981 появилась новая экспозиция, в 1983-м открылась стационарная выставка «Автомобили и их создатели». Со временем дважды увеличивалась площадь демонстрационного зала. Менялся и профиль музея. В 1990-е годы он стал историко-техническим музеем с прекрасной коллекцией автомобильной техники. Самая масштабная реконструкция началась в 2021 году, в год 800-летнего юбилея Нижнего Новгорода. Создание современного музейного центра, в котором объединены исторические традиции и передовые практики, поддержал промышленник Олег Дерипаска.
В ходе реконструкции полностью трансформировалось музейное пространство, ставшее единым инсталляционным комплексом. Музей превратился в современный интерактивный музейно-образовательный комплекс, площадью 5000 кв.м. В автомобильной коллекции – первые «полуторки» и «эмки», «Победы» и «Волги», представительские «Чайки» и «ЗИМы», грузовики и спецтехника, прототипы и уникальные экспериментальные модели автомобилей конца 90-х – начала 2000-х гг., а также современные модели, включая созданный в год 800-летия Нижнего Новгорода автомобиль нового поколения «Газель NN». Все представленные машины – на ходу, нет только аккумуляторов, бензина и масла.