logo icom menu
logo raso menu
logo raso menu

Главная

 • 

Музейная платформа

 • 

Музейное дело

 • 

Статьи

Размышления о корпоративных музеях

27.12.2023

Картина дня

Мир корпоративных музеев разнообразен и сильно расслоён, как и мир музеев вообще. Есть крупные игроки туристского рынка, которые в сознании посетителя не особенно ассоциируются с «музеем предприятия», – это экспозиции, уверенно заявляющие о себе в поле социокультурных проектов: Музей железных дорог России, Музейно-исторический комплекс «Абрау-Дюрсо», Музей истории денег, Экспозиционно-выставочный комплекс «Вселенная воды». Есть музеи градообразующих предприятий, которые в силу своего статуса являются ключевыми центрами культуры и разнообразных событий в своём регионе: МВЦ «Апатит», Музей «Магнезит» в Сатке, Выксунский музей, Музейный промышленный комплекс «Северская домна». Наравне с этим есть огромное множество музеев организаций, сосчитать точное число которых не представляется возможным. Николай Алексеевич Никишин, музеолог и исследователь мира корпоративных музеев, считал, что в России существует не менее 7000 музеев компаний и предприятий различных форм собственности и не менее 21000 музеев учебных заведений, спортивных сообществ и прочих организаций.

Выступление Н.А. Никишина на конкурсе «Корпоративный музей» 28.04.2021 г.,
Санкт-Петербург, Музей железных дорог России

Сегодня ключевой объединяющей площадкой стал Всероссийский конкурс «Корпоративный музей». Сайт конкурса содержит уже внушительный каталог участников, количество которых с каждым годом растёт. Под эгидой ИКОМ, Политехнического музея проходят тематические конференции, на которых могут встретиться представители корпоративных музеев. Есть тренд и на объединение музеев внутри корпораций – сегодня такие крупнейшие организации как Газпром, ОСК, ТМК, ФосАгро, ЛУКОЙЛ – проводят внутренние мероприятия для развития своих музейных площадок.

Конечно, в мире корпоративных музеев более остро стоит вопрос конкуренции, этим тоже отчасти объясняется закрытость многих экспозиций как для посещения, так и для подсчёта и исследований. Но сфера культуры сглаживает границы, музейщику с музейщиком всегда есть о чём поговорить! Например, пока футбольные фанаты могут выяснять отношения, руководители музеев футбольных клубов с интересом будут обсуждать вопросы экспонирования – лично была свидетелем подобной ситуации.

На пути к амбициям

Почему какие-то корпоративные музеи становятся центрами притяжения в регионе, а какие-то – остаются неизвестными широкой общественности (это, впрочем, может вовсе не умалять их роль внутри компании), открывая свои двери по особым дням, по пропуску и предварительной записи?

Отчасти это связано с «недоосознанием» себя в музейном мире. Ну, подумаешь, музей предприятия. Вот есть «настоящие музеи»… Здесь, конечно, можно вспомнить, что первый музей России Кунсткамера был по сути ведомственным, созданными при Российской Академии наук. А ещё можно взять пример с немцев: когда речь заходит о музейных рейтингах, то корпоративные музеи без лишней скромности стоят в одном ряду с художественными и историческими, индустриальное наследие рассматривается наравне с культурным.

Иногда создание ярких и открытых проектов вовсе не входит в коммуникативную стратегию компании. Так, корпоративный музей может, например, выполнять функцию исключительно центра профориентации и решать другие задачи внутренних коммуникаций. Т.е. форма и «размах» корпоративного музея логичным образом проистекает из первоначального целеполагания.

Известна масса примеров, когда постепенное нарастание осознания своего лидерства, влияния, амбиций приводит к смене статуса корпоративного музея, и даже к выходу бренда музея и за рамки бренда компании.

А кто заказчик?

Очень важно, кто и как внутри компании формулирует цели относительно создания или функционирования корпоративного музея. Если это департамент управления персоналом, то вероятно стоит ждать акцента на профориентацию. Если это департамент капитального строительства, то обсуждение будет идти в поле функциональных зон и архитектурно-планировочных решений. Иногда музей вообще рождается из личного интереса и коллекции учредителя, как случилось, например, с уникальным по своему размаху проектом – музейно-выставочным центром УГМК – комплекс просто потрясает неподготовленного посетителя масштабом коллекции, ради которой точно стоит приехать в город Верхняя Пышма Свердловской области. Мотивации лица, принимающего решения, непосредственно скажется на том, какой будет экспозиция корпоративного музея. Здесь задачей проектировщика может быть представить всё разнообразие форматов работы, чтобы позволить посмотреть на проект более широко или под другой точкой зрения.

Экспозиция и производство: гонка за зрелищностью

Посещение действующего производства – ярчайшее впечатление, особенно для тех, кто в повседневной жизни редко или в принципе не сталкивается с производственными процессами. Никогда не забуду посещение производств Синарского трубного завода, Усть-каменогорского титано-магниевого комбината, Брянского машиностроительного завода. Льётся расплавленный металл, грохочут агрегаты, движутся роботизированные линии, цеха впечатляют своей архитектурой, высоченными потолками. И вот посетитель приходит в музей… Получается, что музей должен впечатлять не меньше или заведомо проиграть в зрелищности относительно живого производства? Здесь безусловно нужно поработать с пространством, чтобы оно говорило с посетителем, транслировало ценности компании, не создавало ощущение чего-то типового.

Размышления о корпоративных музеях

Производственная линия Синарского трубного завода, г. Каменск-Уральский. Источник: Медиацентр sintz.tmk-group.ru/photo

Размышления о корпоративных музеях

Уличная экспозиция Музейного комплексаУГМК, г. Верхняя Пышма

Прошлое, настоящее, будущее… Или можно как-то по-другому?

Поиск идентичности и ключевых нарративов проекта – то, с чего начинается любой социокультурный проект. «О чём мы?», «Что мы транслируем?», – очень важно ответить себе на вопрос, с какой мыслью выходит посетитель из музея. Например, в силу представленности фондов, акцента в рассказе экскурсовода или объективной исторической картины может так сложиться, что посетитель уйдёт с ощущением «славные страницы истории остались позади». Это не очень хорошо с точки зрения коммуникационных задач по привлечению будущих сотрудников. Что же делать, если факты современной истории предприятия не сравнимы по драматизму с историей первопроходцев и трудовых подвигов прошлого? Искать и думать, как расставить акценты, как рассказывать о сегодняшнем развитии компании, о её духе, о людях, о продукте. Это нетривиальная задача, решение которой может задействовать самые разные инструменты: драматургию, дизайн, технологии, сторителлинг и многое другое.

Элементы экспозиции Музея истории авиадвигателей ОДК «Климов», Санкт-Петербург

Музей, павильон, шоурум…

Больше 10 лет, что я работаю в сфере музейного проектирования, звучат опасения: «мы не должны превратиться в развлекательный центр», «музей должен оставаться музеем». Безусловно это так и есть, и сохранение истории, наследия и артефактов – базовая задача любого музея. Другой вопрос, что с точки зрения коммуникационных задач предприятия могут возникать и иные пространства, просто не нужно называть их музеями. Это павильоны, интерактивные и научные центры, приключенческие и ландшафтные парки: разнообразие форматов велико.

Интерактивный центр «Уральские локомотивы», г. Верхняя Пышма

Кристальные миры Swarovski, г. Ваттенс, Австрия

Такие проекты популяризируют предприятие, привлекают аудитории и могут быть вполне глубокими с точки зрения содержания. Противоречие возникает вместе с желанием называться музеем, когда для этого нет предпосылок. Но бывают и обратные примеры, когда предприятие, экспозиция которого абсолютно подходит под определение «музей», намеренно стремится отказаться от этого слова в названии, чтобы «не иметь лишних проблем». Статус музея не только придаёт вес, но и ко многому обязывает – не все оказываются готовы к «обременениям».

Что дальше?

Говоря о перспективах и трендах, невозможно не оглядываться на сложности окружающего мира, тем не менее позволю себе привести некоторые мысли о будущих трендах вселенной корпоративных музеев.

Промышленный туризм безусловно будет активно развиваться, занимая всё больший сектор внутреннего туризма и «экономики впечатлений». Всё больше регионов создают интересные маршруты и программы, включающие посещение производственных площадок, объектов индустриального наследия. Здесь задача корпоративных музеев встроиться в это направление.

Усиливается интеграция промышленного наследия в общую «культурную карту» страны. Это могут быть и совместные выставки с государственными музеями и поддержка проектов сферы культуры, и продвижение национальных брендов. В Финляндии, например, ножницы Fiskars или игра Angry birds – это бренды, которые популяризируется не только на корпоративных площадках, но и в государственных музеях, в экспозициях, посвящённых дизайну, истории, наследию.

Мощности и амбиции предприятий будут активнее перекидываться на проекты сферы культуры. РОСТЕХ открыл в Туле кластер «Октава» с якорной экспозицией Музея станка. Газпром запустил Центр цифровой трансформации «Цифергауз» в «Новой Голландии». При поддержке и участии компании Норникель в Норильске прямо сейчас создаётся очень амбициозный проект – первый Арктический музей современного искусства АММА. Настало время для проектов, развивающих регионы!

Макет будущего Арктического музея современного искусства. Музей города Норильска

 

Ирина Кирюхина, директор по развитию Бюро музейной сценографии «Метаформа», куратор проектов.

Об авторе: Ирина Кирюхина является соучредителем бюро, которое занимается экспозиционным проектированием, а также автором ряда концепций корпоративных музеев.

Журнал «Музей» № 8, 2023 год

l

Подать заявку

Осталось совсем мало времени!
Успевайте подать заявку!

Некоммерческое партнерство «Пермское представительство Российской Ассоциации по связям с общественностью» (НП ПП РАСО)
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!