logo icom menu
logo raso menu
logo raso menu

Главная

 • 

Музейная платформа

 • 

Общая информация

Общая информация

История корпоративных музеев уходит корнями в далекое прошлое. 13 (24) января 1709 года по инициативе Петра I на базе Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге был создан «Музей-камора» (будущий Центральный военно-морской музей), специальное хранилище корабельных моделей, чертежей и инструментов, необходимых при проектировании новых кораблей, а также для подготовки моряков и корабельных мастеров. На пять лет событие опередило открытие «Кунсткамеры» — первого официального музея России.

Корпоративные музеи являются структурными подразделениями компаний. Они не имеют, как правило, собственного юридического лица, что затрудняет ведение официальной статистики. По мнению известного консультанта по музейному проектированию Николая Никишина, в стране действуют около 3000 корпоративных музеев, что в два раза превышает численность государственных и муниципальных музеев, вместе взятых. Это «одна из многочисленных и наиболее динамично развивающихся групп российских музеев. При этом их развитие – нередко драматичное, где-то трагичное, но чаще успешное, а порой и триумфальное – на протяжении десятилетий остается за пределами внимания музееведов и широкой общественности», — отмечает эксперт.

За последние десятилетия в России прекратили существование тысячи компаний, вместе с ними бесследно исчезли уникальные промышленные коллекции. Но отмечается и процесс возвращения к культурным традициям, открываются новые современные музеи, реконструируются  действующие, появляются другие форматы, например, виртуальные корпоративные музеи.

Приоритетная ориентация на интересы своих компаний (независимо от размеров, форм собственности, ведомственной, отраслевой, территориальной или иной принадлежности) отличает корпоративные музеи от других групп музеев. Они решают специфические музейные задачи: предметное документирование, сохранение, осмысление, трансляция и продвижение идеалов и ценностей прошлого и настоящего, при этом делают это преимущественно на образцах и примерах своих корпораций и, прежде всего, в интересах развития своих корпораций (компаний, фирм, предприятий, заводов, учреждений и т.п.).

Корпоративные музеи — очень разные. Есть музеи для широкой публики, включенные в туристические маршруты, а есть нацеленные на внутренние интересы, не заинтересованные в посетителях. Но все они — часть корпоративной культуры, выполняющей функцию сохранения истории, мостик, соединяющий подрастающее поколение с лучшими трудовыми традициями нашей страны.

Развиваясь как отдельный культурный пласт в компаниях, музейные структуры разобщены между собой. Всероссийский конкурс «Корпоративный музей», единственный в России, возглавил движение к объединению, актуализации и популяризации индустриального наследия. Конкурс призывает поддерживать корпоративные музеи как важную систему стратегического управления предприятий. Создана единая коммуникационная площадка для обмена опытом, нацеленная на развитие просветительской, образовательной и социально-значимой деятельности корпоративных центров России.

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!