logo raso menu
logo raso menu
logo icom menu

Корпоративный «Интермузей»

13.06.2024

В 2024 году корпоративные музеи впервые были представлены как самостоятельный тип на фестивале «Интермузей». 25 мая в конференц-зале Новой Третьяковки на главной площадке профессионального сообщества прошёл круглый стол «Корпоративные музеи. Вызовы, перспективы и тренды развития».

Корпоративный музей в музейной корпорации

Сказать, что корпоративные музеи стали признанными членами корпорации музейщиков, пока нельзя. Слишком разные сами корпоративные музеи, условия их работы, юридический статус и положение в своих компаниях. Но процесс признания идет, и быстро – в этом году тема корпоративных музеев вышла уже на государственный уровень. В послании Федеральному собранию президент призывал корпоративные музеи и предприятия активнее работать со школьниками, а на следующий день после инаугурации подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», где говорится о закреплении статуса и поддержке негосударственных музеев – отраслевых и образовательных.

На таком уровне корпоративные музеи рассматриваются впервые за свою 315-летнюю историю – с тех пор, как Петр I отдал распоряжение о создании первого российского музея, которым стала корпоративная по своей сути «Модель-камора». Это было собрание макетов кораблей, чертежей, карт и навигационных инструментов, предназначенное для обучения судостроителей и моряков. И сейчас снова наступило время, когда на корпоративные музеи возлагается решение задач государственного уровня – профориентации и подготовки кадров для развития страны.

Движущей силой, которая помогает корпоративным музеям стать заметными и занять достойное место в культурно-образовательном ландшафте, стала Национальная премия «Корпоративный музей». Уже шесть лет на конкурсных мероприятиях и в профильных группах социальных сетей сотрудники музеев обмениваются опытом, знакомятся с новыми практиками и технологиями, обсуждают проблемы и находят единомышленников. Поэтому закономерно, что основными спикерами встречи на Фестивале «Интермузей» стали представители музеев из ТОП-25 конкурсного рейтинга Национальной премии.

Собирать, хранить, изучать. Использовать!

Вопрос принадлежности фондовых собраний музеев, обязательности и порядка их включения в единый государственный каталог – один из самых острых и обсуждаемых. Но пока идут дискуссии, корпоративные музеи продолжают вести работу по собиранию, хранению и изучению предметов и документов, отражающих историю промышленности. О своем опыте работы с фондовым собранием, о том, как сделать его «живым» и востребованным, рассказала Валентина Жук, руководитель Музея энергетики Урала. Основная часть музейного фонда – это фотодокументальные материалы по становлению и развитию уральской энергетики конца XIX – начала XX века. И такая ситуация в большинстве корпоративных музеев. Не у всех есть историческое здание и богатая предметная коллекция. Но документы, фотографии, воспоминания ветеранов производства есть в каждом корпоративном музее. Именно они становятся основой для сохранения истории промышленности в целом и каждого предприятия.

Представить все 15 тысяч единиц хранения в экспозиции, которая занимает 200 кв. метров, конечно же, невозможно. Но можно найти способы сделать эти документы не просто доступными, но и востребованными. Валентина Жук привела несколько примеров. В 1920-е годы растущему после Гражданской войны Свердловску была остро нужна энергия. За строительством первой послереволюционной электростанции, буквально затаив дыхание, следил весь город. На площадке постоянно бывали корреспонденты газет и фотографы. После них остались 120 стеклянных пластин с негативами высочайшего качества – снимки строительства, быт рабочих, портреты руководителей, здания выстроенного рядом со станцией жилого городка. С этих негативов напечатаны огромные баннеры, на которых видны черты каждого рабочего на строительной площадке. После оцифровки эти фотографии стали важными элементами оформления городских пространств, альбомов, книг, видеороликов.

В фонде музея хранятся уникальные документы с начала 1930-х по 1990-е годы. Это все ежегодные отчёты по энергообъектам Урала, где представлена и строительная деятельность, и кадровые проблемы, и аварии, и финансовые показатели. Есть все приказы Министерства энергетики СССР – и за некоторыми в Музей обращаются теперь из самого министерства. Эти и множество других документов, рукописи воспоминаний энергетиков не пылятся в запасниках, они доступны всем для ознакомления и изучения. С пожелтевших листов в экскурсии, статьи, сценарии мероприятий, видеофильмов, подкастов и аудиоспектаклей приходят факты и детали, которые не найти больше нигде. Здесь есть и точные технические сведения, и эмоциональные размышления о судьбе региона, и бытовые зарисовки – жизнь во всем своем разнообразии. Каждый посетитель может взять в руки и полистать любой из 100 памятных фотоальбомов. Прикосновение к плотным картонным страницам, ощущение шероховатости обложек, запах, цвет старой бумаги дают эмоциональные переживания, благодаря которым увиденное запечатлевается в памяти, а история становится не абстрактными словами, а судьбами конкретных людей.

За годы работы в музее Валентина Жук опубликовала почти сотню статей для профильных, литературно-художественных, корпоративных журналов, для электронной энциклопедии Екатеринбурга. Фотографии и документы музея использованы во множестве книг. В сотрудничестве с историками Академии наук издана монументальная монографии о развитии уральской энергетики с начала XX века по 1950-е годы. Работа по изучению фондов продолжается – на его основе можно написать еще десятки книг и диссертаций.

Корпоративный плюс другие – новые горизонты

Сегодня многие музеи стали центрами коммуникации, которые предлагают профориентационные программы для школьников, различные образовательные и досуговые программы для своих сотрудников и ветеранов, для семей, студентов, обычных туристов. Но часто эту деятельность ограничивает расписание работы или пропускной режим предприятия. О том, как музей выходит «за стены корпорации», знакомит со своими фондами широкую аудиторию, рассказала Елена Кошелева – член ИКОМ, руководитель проектной музейной группы Мосэнерго, эксперт и автор книг по энергетике, автор образовательных программ для детей.

Новые горизонты для корпоративного музея – это совместные проекты с федеральными, частными другими корпоративными музеями. Для Музея Мосэнерго это издательские проекты, выставки, участие во временных экспозициях на бульварах Москвы, в различных международных и российских конкурсах. Первый достаточно крупный проект реализован в 2021 году с Музеем Москвы – выставка к столетию плана ГОЭЛРО. Мосэнерго выступало не как спонсор, а именно как участник. Музей предоставил свои экспонаты, фактически вел всю консультативную работу, подготовил часть образовательной программы к выставке. Это был очень интересный проект, потому что участвовало более 30 различных музеев, в том числе Третьяковская галерея и другие крупнейшие музеи и библиотеки страны.

После такой масштабной, красивой и успешной выставки Мосэнерго продолжило свое сотрудничество с Музеем Москвы. Сейчас участвует в проекте «Москва без окраин», где каждая выставка – рассказ об одном из столичных районов. На выставке о районе Очаково-Матвеевское стержневой темой стал рассказ о ТЭЦ-25. В рамках этого проекта Музей Мосэнерго представил макет станции, воспоминания, фотографии, документы. Организовал на площадке выставки лекцию бывшего директора ТЭЦ-25.

С Государственным центральным музеем современной истории России Музей Мосэнерго связан исторически. С квартиры Кржижановского, которая сейчас филиал ГЦМСИР, собственно, и начинался Музей Мосэнерго. В течение последнего года на Садовнической, 30 были представлены выставки Музея Мосэнерго, проходили организованные музеем встречи. Два музея совместно проводят круглые столы. Материалы одного из них – «Рыцарь света» – стали основой и для подарочного календаря, и для научных работ. К 9 мая с Музеем обороны Москвы подготовлена выставка «Энергопоезда Мосэнерго». Она рассказывает о семи передвижных электростанциях, которые после 1943-го года отправились в освобожденные регионы для восстановления энергетических объектов. Развивать эту тему Музей Мосэнерго надеется в сотрудничестве с РЖД.

Сотрудничество с разными институциями позволяет говорить об энергетике по-разному. В том числе и как о теме для искусства. Для выставки в Музее «Огни Москвы» художница Ольга Осокина декорировала электросчетчики, а Музей Мосэнерго помог подготовить экскурс по истории развития приборов учета электроэнергетики. Давняя дружба связывает Мосэнерго с Музей городского хозяйства, причем началась она еще до рождения МГХ – специалисты Мосэнерго консультировали создателей экспозиции еще на этапе проектирования и производства. Музей Мосэнерго участвует в выставках, предназначенных для самой массовой аудитории – такой, как «Россия» на ВДНХ, и готовит экспозиции для профильных вузов и колледжей, консультирует и предоставляет материалы для музеев и издательств со всей страны.

Музей в буквальном смысле вышел в город. Вместе с ветеранами энергетики готовит и проводит экскурсии. Для тех, кто хочет изучать город самостоятельно, готовится путеводитель «Москва энергетическая», скоро он будет размещен на сайте музея. Интерес к экскурсиям и мастер-классам музея огромный, своих сотрудников уже не хватает. И музей вышел из ситуации – предоставляет все материалы педагогам, которые сами знакомят своих учеников с историей столичной энергосистемы. Чем разнообразнее институции, с которыми сотрудничает корпоративный музей, тем больше новых возможностей перед ним открывается, тем шире вовлеченная аудитория и тем успешнее профориентационная деятельность – сейчас самая важная для корпоративных музеев.

Профориентационный туризм

Для Музея железных дорог России нет проблемы, как показать свою коллекцию. 57 000 кв. метров выставочных площадей и в близкой перспективе еще почти двухкратное увеличение, почти два миллиона посетителей за шесть лет работы. О профориентационной работе музея рассказала Ольга Корнева, первый заместитель директора. В музее есть Детский центр, где реализуется несколько вариантов игровых музейно-педагогических программ, под Санкт-Петербургом действует детская железная дорога, в помещениях музея проводятся занятия для школьников и студентов. Созданы профориентационные игровые маршруты – 6 модулей. Проходя по маршруту музея, можно ознакомиться с профессиями путейца, машиниста, диспетчера, вагонника, проводника, электромонтажника. Но это все профессии действующие. Сейчас РЖД диктует новые задачи, поэтому музей разрабатывает программы, чтобы рассказывать про перспективные профессии, которые будут востребованы в ближайшее время. Для этого музей тесто контактирует с Петербургским университетом путей сообщения и железнодорожным колледжем.

Железнодорожная сеть – это кровеносная система всей огромной страны. И с инженерными железнодорожными специальностями надо знакомить ребят из регионов – увлечь их темой и познакомить с возможностями, которые дает профильное образование. Как оказалось, родители в регионах знают об институте, но у них есть очень много вопросов и масса страхов. Поэтому вместе с туристическими компаниями музей разрабатывает тур, который позволит приехать родителям с детьми из регионов, посетить музей и учебные заведения. Пройтись по учебным аудиториям, посмотреть общежитие, столовые, спортивные залы. В планах музея запустить такую программу к следующему туристическому сезону.

Корпоративный – музей для всех

Музей городского хозяйства входит в тройку самых посещаемых музеев на ВДНХ. Как и все корпоративные музеи, он ориентируется на школьников, потому что одна из поставленных перед ним задач – привлекать молодых людей в сферу ЖКХ. Об этом на круглом столе говорила руководитель музея Мария Рахчеева. Традиционно сфера ЖКХ кажется малопривлекательной для молодежи. Но сегодня управление таким городом, как Москва, требует самых передовых технологий. И здесь нужны очень разные специалисты, не только инженеры. Например, широко внедряются технологии искусственного интеллекта – они помогают проводить анализ различных ситуаций, которые происходят в городе. Но управляют искусственным интеллектом люди. И музей в первую очередь рассказывает о них – тех профессионалах, которые делают Москву одним из самых благоустроенных мегаполисов мира.

Музей работает с абсолютно разными аудиториями. Помимо школьников сюда приходят много студентов колледжей и профильных вузов. Музей проводит экскурсии для молодых специалистов, уже пришедших работать в сферу ЖКХ, чтобы дать им наиболее полное представление о комплексе городского хозяйства Москвы. В пространстве музея всегда много семей, пожилых людей, молодежи. Каждый посетитель находит для себя интересную информацию и занятия. Во многом этому способствует то, что музей максимально интерактивный. Практически все здесь можно трогать, изучать самостоятельно, экспериментировать, пробовать себя в разных ролях – от водителя уборочной машины до режиссера светомузыкального шоу. Для разных аудиторий подготовлены свои программы. Наибольшим успехом пользуются квесты. Идея их проведения была заложена еще на этапе проектирования экспозиции. Но музей постоянно разрабатывает новые тематические квесты – проходя их, посетители сами находят ответы на вопросы. А информация не полученная, а добытая запоминается гораздо лучше.

Просветительская работа музея включает и научно-популярные лекции, которые проводят специалисты из разных организаций комплекса городского хозяйства Москвы. Так музей становится площадкой, где специалисты могут рассказать о своей работе. Специалисты же проводят профильные занятия со школьниками – рассказывают об особенностях своей работы, показывают, как работает оборудование. С прошлого года запущена специальная образовательная программа для участников проекта «Инженерный класс», где профессионалы знакомят школьников с инженерными специальностями, которые есть в разных организациях комплекса городского хозяйства. Проходят тематические дни – например, День химика, День сварщика. После успеха праздника, посвященного юбилею Мосэнерго музей стал отмечать День рождения Московского водопровода, Московского газопровода и других служб.

Очень важно, что музей развивает работу с особенными посетителями. Экскурсии по музею адаптированы под слабовидящих посетителей, готовится экскурсия на жестовом языке. Особая гордость – программы для подростков с ментальными особенностями, которые получают среднепрофильное образование в колледже.

«Нативная» профориентация

По модели «музей для всех» работает и другой якорный музей на ВДНХ – павильон «Атом». О выбранной стратегии профориентационной работы рассказала Мария Исаева, заместитель директора по информационным проектам и выставочной деятельности Центра коммуникации Госкорпорации «Росатом». Предприятия госкорпорации есть в более чем 30 городах по всей стране. И почти на каждом есть свой корпоративный музей. Для них достаточно давно на базе госкорпорации был создан историко-культурный центр, который координирует работу по каталогизации, изучению, сохранению фондов, по издательской деятельности всех музеев. Все музеи на местах ведут большую работу со школьниками, населением городов, с сотрудниками самих предприятий.

Но стало понятно, что нужен единый центр, который будет заниматься именно популяризацией атомной отрасли. Поэтому по формату павильон «Атом» ближе к культурно-просветительскому выставочному центру. В нем нет подлинников – они остались в региональных музеях. Экспозиция выстроена на копиях, макетах и самое главное – художественных образах. Свою задачу павильон видит в том, чтобы не «загрузить» посетителей сложностью отрасли и техническими подробностями, а увлечь, вдохновить, чтобы им стало интересно узнать, а что же там дальше. Семь этажей павильона выстроены как увлекательное путешествие, которое интересно совершать и детям, и взрослым. И даже если посетитель до этого ничего не знал и в павильоне ничего не понял, ему как минимум было красиво, и он захотел посмотреть и послушать дальше. Но ничего не понять в павильоне нереально. Потому что весь контент изначально продумывался так, чтобы о сложных вещах рассказывалось доступно, не на техническом, а на «человеческом» языке.

Создатели экспозиции убеждены, что музей – это уже давно не только про экспонирование, не только про выставки, это формат именно просветительского центра, где кроме собственно музейной жизни, должны быть образовательные, научные, развлекательные программы, потому что давно известный подход «просвещение через развлечение» не теряет свой актуальности. И тот факт, что за первые пять месяцев павильон принял более миллиона посетителей – лучшее тому подтверждение.

Сердце павильона – лаборатории. По сути это профориентационный центр, хотя само слово «профориентация» посетители не услышат. Для детей здесь проходят мастер-классы в формате веселых «очумелых ручек», неизменно вызывающие восторг у посетителей. Свою миссию павильон видит в популяризации научного знания, поддержке тяги ребят к науке, чтобы это им не казалось страшно и сложно, и, конечно, в популяризация STEM-профессий, инженерного дела. В лабораториях работают не музейные, а научные сотрудники, а оборудованию могут позавидовать многие университеты – здесь проводится часть занятий, которые предусмотрены их учебной программой. Уже запущены большие совместные проекты с департаментом образования города Москвы. Профориентация идет по принципу нативной рекламы: вот видите, как все интересно, а хотите узнать больше, поступайте в МИФИ, приходите в профильную магистратуру, а потом мы ждем вас на наших предприятиях.

Промышленный туризм как драйвер профориентации

Если павильон «Атом» – головной просветительский центр федерального масштаба, то корпоративные музеи, расположенные в небольших городах, становятся образовательно-культурными центрами именно для своих территорий. В городе Сатка Челябинской области 42 000 жителей и большинство из них так или иначе вовлечены в проекты компании «Магнезит». Непосредственно на предприятии трудится 4500 человек, но общественными пространствами, благоустроенными при поддержке компании, пользуются абсолютно все горожане. И не только.

В городе, расположенном вдали от крупных городов и трасс, активно развивается промышленный туризм. При поддержке, которую всем начинаниям музея оказывает руководство компаний, этот процесс мог бы идти намного быстрее и быть более масштабным. Но пока мешают извечные проблемы большинства малых городов России – отсутствие логистики и инфраструктуры. Сатка расположена в горной области. Рядом не проходят федеральные железнодорожные трассы. Единственный путь сообщения – это федеральная автомобильная трасса М5. Она достаточно сложна и в межсезонье бывает попросту перекрыта. Дорога из областного центра занимает не меньше 4 часов. И все равно туристы едут. У Музея «Магнезит», которым руководит Галина Головко, подписаны договоры с туристическими агентствами. Желающих настолько много, что заявку надо подавать за полгода до экскурсии.

Общая концепция музейного пространства «Магнезит» – конструктор. Каждая из трех зон многофункциональна. В них даже мебель необычная. Из разборных стульев и столов можно собрать практически любую конструкцию для сменных выставок или выездных мероприятий. Выставки меняются каждый месяц-полтора, что привлекает в музей даже не раз бывавших там посетителей. Есть интерактивный зал и зона виртуальной реальности. Те, кто в силу возраста, нехватки времени или физических особенностей не может побывать на производстве, легко «переносится» в шахту, в печь, где температура более 900ºС, видит роботизированный комплекс по производству изделий. В виртуальной реальности воссозданы все этапы технологической цепочки – от добычи сырья до отгрузки готовой продукции. Исторические экспонаты размещены в депозитарии, который работает по системе открытого хранения.

Программы разработаны для разных категорий посетителей, начиная от четырех лет. Но главный упор, конечно, делается на работу со школьниками. Для младшеклассников это игровые интерактивные занятия, для тех, кто постарше, – профессиональные уроки. Подростки посещают производство. Дети, подростки и молодежь – основная целевая аудитория, они составляют более половины от всех посетителей. Среди них много иногородних и их число постоянно растет за счет программ промышленного туризма.

В 2021 году на Всероссийской туристской премии «Маршрут года» программа «Русский магнезит» заняла первое место и вошла во всероссийский онлайн-путеводитель по промышленному туризму. Корпоративный музей группы Магнезит стал не только одним из факторов формирования кадрового потенциала компании, но одним из факторов развития всего Саткинского района. Он стал точкой притяжения туристических групп, а само направление получило серьезные перспективы дальнейшего развития.

Как открыть миру режимное предприятие

О промышленном туризме говорила и директор выставочного комплекса «Гознак» Наталья Ипатова. Комплекс изначально был ориентирован прежде всего на внешнюю аудиторию. Это связано с тем, что долгое время уникальное собрание, куда входят десятки тысяч ценных предметов и которое формировалось на протяжении нескольких веков, было недоступно для публики. Поэтому музей создавали как раз для того, чтобы дать возможность увидеть их максимальному количеству желающих.

Музей не ограничивается показом коллекции. Он активно развивает направление промышленного туризма. На первый взгляд это кажется нереальным, ведь «Гознак» – строго режимное предприятие. Но музей нашел выход. Если нельзя приглашать посетителей на современные предприятия, будем показывать исторические технологии – бумажное производство, монетно-орденское и полиграфическое. Первым шагом стала разработка мастер-класса по ручному отливу бумаги с водяным знаком. Музей не только восстановил технологию XVIII–XIX веков, но и дал посетителям возможность самим попробовать свои силы в производстве. Историческое оборудование предоставила Санкт-Петербургская бумажная фабрика «Гознака». Конечно, его пришлось адаптировать под современные условия, но весь производственный процесс воспроизведен точно.

Следующим этапом стал мастер-класс по чеканке. Он принципиально отличается от аттракционов типа «Отчекань монету», которые есть во многих туристических местах. Задача музея – максимально достоверно воссоздать историческую технологию чеканки. Поэтому единственное отличие русской средневековой монеты, отчеканенной посетителями, от настоящей в том, что она сделана из алюминиевой, а серебряной проволоки. А теперь на территории Петропавловской крепости музей открывает новую уникальную программу – возможность увидеть современное производство Санкт-Петербургского монетного двора. И при этом не будут нарушены никакие ни режимные требования, ни требования техники безопасности. Экскурсии пройдут на специально отведенной территории.

Где найти опору и точки роста

Ограниченное время круглого стола не позволило сооснователю Бюро музейного проектирования «Метаформа» Ирине Кирюхиной подробно рассказать о том, как за последнее десятилетие преображаются корпоративные музеи. Как много внимания и сил корпорации тратят на тщательно проектирование, визуальные решения, анализ пользовательского опыта. Все больше корпоративных музеев приближаются по уровню подачи материалов и используемым экспозиционным технологиям к практикам крупнейших музеев мира. С материалами по этой теме можно ознакомиться в группе бюро «Метаформа» в сети VK.

Завершая работу круглого стола, его ведущая, директор Национальной премии «Корпоративный музей» Наталья Нечаева отметила, что до сих пор со стороны государственных, особенно крупных федеральных музеев к музеям корпоративным сохраняется несколько снисходительное отношение. И такое отношение во многом обусловлено незнанием того, какие трансформации переживают корпоративные музеи, как они сейчас работают и проекты какого высокого уровня реализуют. Материалы конкурсов Национальной премии, описания проектов, размещенных на портале «Корпоративный музей», помогут сотрудникам традиционных музейных институций преодолеть скепсис, а энтузиастам корпоративных музеев подскажут новые идея для развития.

Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»
FILIN - Корпоративные музеи и имиджевые пространства под ключ

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!