logo raso menu
logo raso menu
logo icom menu

«Мы не соревнуемся, мы рассказываем о своих детях»

14.09.2023

В первый день работы форума представлено 40 проектов.

Проекты, представленные на V Национальную премию «Корпоративный музей», очень разные – по тематике, масштабам, способам воплощения. Многие настолько многоплановы, что их сложно «уложить» в рамки объявленных номинаций. Но будучи представлены на одной площадке, они помогают понять, чем сейчас живут корпоративные музеи и каким видят свое развитие.

Музеи чувствуют необходимость обновления и поиска баланса между сохранением корпоративного наследия и новыми формами подачи информации. Поэтому старые собрания получают новую экспозицию – их представили Музейно-исторический комплекс «Абрау-Дюрсо», Музейный комплекс АО «ВМП «АВИТЕК», Центр истории ГУП «Петербургский метрополитен». Есть музеи, которые получают новое здание, – таким стал Музей истории кораблестроения и кораблестроительного образования. Появляются и новые музеи. Они по-разному подходят к организации экспозиции. Музей истории пермского редукторостроения «Высота» делает ставку на мультимедийные средствами. А Музей истории фармации АО «Ретиноиды» стремится собрать в своей коллекции старинные предметы и книги.

Каким бы ни был корпоративный музей, свою роль он видит прежде всего в профориентации. «Нам всем нужно будущее» – эти слова директора Музея «Ингосстраха» Татьяны Александровны Щербаковой, пожалуй, лучше всего выражают общую цель. Номинация «Лучший образовательный проект» стала одной из самых представительных – 11 проектов. Много о профориентации говорили и участники номинации «Развитие кадрового потенциала». Но работа с детьми упоминалась практически во всех проектах независимо от заявленной темы.

Музеи проводят колоссальную работу, чтобы найти темы и мероприятия, действительно интересные студентам и школьникам. И не только им. «Растим кадры с детского сада» – так описывают свой подход сотрудники Музея истории АО «Первоуральский новотрубный завод». Во многих случаях проектирование программ начинается с исследования запросов, как, например, в Интерактивно-познавательном центре «Зеленая планета» («Учебный центр ФосАгро», Череповец). А развитие программ корректируется по итогам изучения обратной связи, как в Музейно-выставочный центр «Апатит» («Учебный центр ФосАгро», Киров). Все более тесным становится сотрудничество корпоративных музеев со школами. В проект «ProГУЛ» Музея АО «Выксунский металлургический завод» включились все школы города. Как важную задачу оценивает взаимодействие со школами Музей измерительных приборов ООО «ЭРИС». Сотрудники Музейно-выставочного центра ПАО «Уралкалий» нашли способ через один предмет – шахтерский фонарь – подключиться к разным школьным дисциплинам.

Ни один проект, ориентированный на детскую и подростковую аудиторию, не обходится без интерактива и элементов игры. И здесь фантазия сотрудников музея может соревноваться только с их энтузиазмом. Музеи разрабатывают настольные игры (Музей истории АО «Соликамскбумпром»), предлагают составить информационную справку для мэра (Музей городского хозяйства Москвы), выпускают книги для школьных уроков (Корпоративный музей АО «ИНК-Капитал»), разрабатывают квизы (Музей космонавтики и ракетно-космической техники АО «НПО автоматики»). Музеи помогают школьникам проводить исследовательские проекты («Учебный центр ФосАгро», Балаково), организуют командные тренинги по проектной деятельности (Музей энергетики Красноярского края). На воспитательной функции обучения делает акцент Комплекс выставочных залов ООО «Газпром трансгаз Ухта».

Все образовательные и профориентационные программы музеев так или иначе ориентированы на подготовку кадров для своих предприятий. Для музеев современных и наукоемких предприятий, таких как Музейный комплекс учебно-информационного участка АО «СинТЗ» или Музей ПАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, особенно актуальна популяризация инженерных знаний.

Для многих небольших городов ориентация корпоративных музеев на работу с детьми становится одним из факторов будущего самого города. Дети понимают, что перспективы интересной работы есть и в том месте, где они родились, и город сохраняет самое главное – человеческий капитал. Музей становится «Местом силы». Название программы Музея шахтерской славы Кольчугинского рудника АО «СУЭК» могло бы стать девизом номинации «Развитие территории». Хотя корпоративные музеи делают город привлекательнее для жителей и гостей независимо от его размера. Это хорошо показывает пример программ Музей филиала «Азот» АО «ОХК «Уралхим», Музея АО «УК «БМЗ» и маршрутов КП «ВДНХ». А Музей энергетики Урала стал для Екатеринбурга центром светлых дел.

Когда речь идет о номинация «Музей для всех», для корпоративных музеев это определение имеет более широкое значение, чем для федеральных. Прежде всего это возможность быть элементарно доступными для посетителей. Музеи, расположенные на закрытых территориях предприятий, при всем желании сотрудников не могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Так, пропускной режим надежно скрывает богатую историю Технико-исторического музея АО «Российские космические системы». И тем отраднее, что многим музеям, как Выставочному залу ППФ – филиалу АО «Гознак» удается выйти за периметр и стать новыми центрами общественной жизни.

Те же корпоративные музеи, которые открыты городу, много работают над тем, чтобы быть доступными и для посетителей с особыми потребностями. Культурно-исторический центр станции Рузаевка адаптировал свою экспозицию для людей с нарушениями зрения. Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги включился в работу с семьями, где есть дети с особенностями развития. А в Музее «Красногорского завода им. С.А. Зверева» для таких детей даже есть воспитатель. В Музее истории «Электросила» экскурсии для пожилых продумываются с учетом особенностей их восприятия. АНО «Информационный центр металлургической промышленности» – один из немногих, где есть программы, ориентированные на мигрантов.

Клубом по интересам для жителей района, ветеранов и участников боевых действий стал Музей боевой и трудовой славы «Заречье» ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод», местом встреч разных поколений – Музей трудовой славы Назаровского разреза АО «СУЭК». Участников форума очень заинтересовал проект Музея ООО «Газпром трансгаз Югорск», который сделал корпоративный музей местом встречи художников и фотографов со своими зрителями и, как правило, коллегами. Ведь многие художники, чьи выставки готовятся с привлечением кураторов, это сотрудники предприятия.

Любая премия предусматривает конкурсную основу, цель форума – прежде всего знакомство с проектами и находками коллег. Особенно это важно для сотрудников, которые не имеют музейного опыта и зачастую совмещают работу в музее с работой на предприятии. Форум – это возможность познакомиться и с новыми музейными технологиями. Рассказ о возможностях интерактивных решений для музеев с внедрением IT-технологий и мультимедиа представила компания-партнер форума VINCHI INTERACTIVE.

Как сказал Константин Сергеевич Гузеев, представитель Музея истории фармации, «мы не соревнуемся, мы рассказываем о своих детях». И это общее отношение участников конкурса к своим музеям, которых они пестуют и растят, не жалея времени и душевных сил.

Некоммерческое партнерство «Пермское представительство Российской Ассоциации по связям с общественностью» (НП ПП РАСО)
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!