logo raso menu
logo raso menu
logo icom menu

Музей как драйвер изменений

19.09.2023

Корпоративные музеи вышли за рамки своих предприятий, сейчас это важный фактор развития не только компаний, но и регионов их присутствия и государства в целом. Особенностью панельной дискуссии на форуме V Национальной премии «Корпоративный музей» стала ее практическая ориентация. Говоря о проблемах, участники предлагали варианты их решения, говоря о партнерстве, называли конкретные формы его воплощения.

 

Корпоративные музеи меняют представление о своих компаниях, меняют жизнь территорий, подходов к образованию, модели взаимодействия с государственными структурами.

По словам заместителя министра культуры Пермского края Веры Александровны Рябковой, в крупных промышленных центрах, таких как Пермь или Екатеринбург, корпоративные музеи имеют огромное значение: история предприятий, благодаря которым город и живет, не всегда широко представлена в краеведческих музеях. Корпоративные музеи также берут на себя еще один социально значимый аспект развития индустриальных центров – профориентационную работу, которой не занимаются муниципальные музеи. И здесь очень важно выстраивать взаимоотношения с образовательными учреждениями и с государственными структурами в целом.

 

Музей для компании: проводник в будущее, образовательный центр, инструмент продвижения.

Корпоративные музеи сегодня играют ведущую роль и в профессиональной ориентации. Модератор панельной дискуссии эксперт РАСО Алена Август: «Перед страной сейчас стоит задача обеспечить технологический суверенитет, и это невозможно без интереса к инженерным специальностям. Предприятиям нужны квалифицированные рабочие, университетам – лучшие студенты на технические специальности».

Главный ресурс предприятий – это не цеха и не оборудование, а люди. За человеческие ресурсы идет настоящая борьба. Вкладываться в людей на короткой дистанции дорого, но при работе на перспективу это становится выгодной инвестицией. Об этом говорил участник форума, знакомый с проблемой на своем опыте, управляющий филиалом АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Назаровский» Виктор Александрович Губанов. Предприятие организует профориентационные классы в школах, закупает для них оборудование. Часть занятий проводится в форме экскурсий в музей и непосредственно на предприятие. Конкуренция за кадры сейчас колоссальная, и корпоративный музей становится «командным центром» этой борьбы.

О профессиональном образовании с новым подходом говорила и вице-президент по стратегии Global style и управляющий партнер VidyaSukh Consultancy Services (Индия) Ирина Ивановна Пингорина. На конкурсе было представлено много проектов, которые демонстрируют высокий уровень того, что называют термином edutainment – образование через развлечение. Образовательные программы в корпоративных музеях меньше всего похожи на обычные уроки. Это вовлекающие, интерактивные игры и шоу, результатом которых становятся конкретные знания и интерес к науке и технике в целом.

Потенциал корпоративного музея для продвижения компании до сих пор не оценен в полной мере. О возможностях музеев не рассказывают студентам – будущим специалистам по связям с общественностью. Хотя успешных примеров того, как музей работает на брэнд предприятия, много. Как отметила модератор, музеи могут подсказать пиарщикам, «как вкусно и интересно можно преподнести информацию о предприятии», показать, как хорошо это работает на бренд.

 

Музей для региона: память места, часть регионального бренда, драйвер развития территорий.

Примерами того, как корпоративные музеи помогают рассказывать об истории города, поделился начальник управления культуры г. Екатеринбурга Илья Михайлович Марков. Он отметил, что музеи не только экспонируют предметы, но и ведут активную, глубокую исследовательскую работу. Большой потенциал сотрудничества города и корпоративных музеев И. М. Марков видит в подготовке коммуникационных кампаний, выставочных и просветительских проектов.

Два примера. Для открытия стелы трудовой доблести городу был очень нужен медиаконтент, связанный с этой темой. И найти его удалось именно в корпоративных музеях. Другой пример сотрудничества – подготовка выставочного проекта «Маленькие вещи больших заводов», который рассказывал о том, как в 1990-е годы предприятия переориентировались на выпуск бытовой техники. Без помощи корпоративных музеев этот очень близкий горожанам проект не состоялся бы.

 

Вопрос, зачем нужны корпоративные музеи, уже не стоит: это важный элемент для формирования имиджа города и региона через репутацию предприятий, а в целом – формирование региональной идентичности.

Особенность корпоративных музеев – внимание к человеку. Через истории сотрудников раскрывается история предприятий и история страны. Ориентированность на созидающего человека несет мощный эмоциональный заряд: эмоции притягивают больше всего и выстраивают самые прочные связи между поколениями. В качестве примера участница панельной дискуссии куратор музейных проектов студии «Шоу Консалтинг» Алина Алексеевна Зоря привела выставку, на которой были воспроизведены запахи разных цехов.

Во многих проектах участников конкурса звучало, что интерес к корпоративным музеям настолько велик, что запись на экскурсии ведется за несколько месяцев. Поэтому так важно работать над тем, чтобы корпоративные музеи стали доступными широкой публике. На этом пути много проблем: ограниченность кадрового ресурса сотрудников музеев, пропускной режим предприятий, небольшие помещения. Необходимость образования музейных сотрудников и обеспечения доступности музеев отмечали профессионалы музейного проектирования – директор по развитию Бюро музейной сценографии «Метаформа» Ирина Петровна Кирюхина и директор по развитию компании «СИБ Проект» Кира Александровна Соколова. Проблемы есть, но проекты, представленные на конкурс, показывают, что многим музеям удается их решать – корпоративные музеи становятся точкой притяжения и важной составляющей регионального бренда.

Особую роль для государства, для его демографического и социального развития корпоративные музеи играют в небольших городах. Музеи становятся якорем, который помогает удерживать молодежь в регионах. В отличие от художественных, исторических и других корпоративные музеи есть практически везде, их развитие заходит в самые труднодоступные регионы страны. Для таких территорий музеи становятся центром общественной жизни, площадкой для общения и проведения мероприятий, центром культуры. Особенно ценно было услышать такую оценку роли музеев от руководителя предприятия В. А. Губанова: «Я вот убеждён, что за корпоративными музеями будущее. Хочу, чтобы люди приходили туда с таким же настроением, как мы ходим в музеи, где хранятся артефакты и художественные ценности. Надо, чтобы и в корпоративные музеи люди приходили, как в храм культуры».

 

Лайфхаки от участников дискуссии

Разместите в разделе «Устойчивое развитие» видео из своего корпоративного музея

Это наглядное свидетельство устройчивого развития предприятия, демонстрация того, что предприятие заботится о своей репутации, сотрудниках и будущем.

Разработайте стратегию развития музея

Документ, где зафиксированы цели и дорожная карта их достижений, поможет развивать музей. В этом документе обозначается и список партнеров, с которыми вы дружите: гостиницы, кафе, туристические компании, институции, с которыми возможны совместные проекты.

Создавайте коллаборации с учреждениями культуры

Это поможет создавать яркие, необычные, запоминающиеся события, использовать возможности «Пушкинской карты» и государственной грантовой системы.

Присмотритесь к опыту успешных городских программ

Например, используйте наработанную базу документов московской культурной олимпиады «Музеи, парки, усадьбы» и программы «День без турникетов».

Установите контакт с департаментом образования, вузами и школами города

Сейчас в каждом университете есть проректор, отвечающий за профориентацию и работу по профессиональному развитию. Аналогичные должности есть и в школах. Профориентацией занимаются департаменты образования в каждом регионе. В каждом городе все заинтересованы в том, чтобы наши дети выбирали себе траекторию профессионального развития, связанную с потребностями региона.

 

Некоммерческое партнерство «Пермское представительство Российской Ассоциации по связям с общественностью» (НП ПП РАСО)
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!