Поговорим про номинацию «Выставка года». Выставка в силу кратковременности своей жизни – явление довольно эфемерное, ведь в конце её разберут и на память останутся фотографии и отзывы зрителей. Это формат, в котором можно пофантазировать, включить побольше смелости, поэкспериментировать с художественными решениями и материалами. При этом на выставку придёт посетитель, который скорее всего уже был на постоянной экспозиции и теперь хочет узнать и увидеть что-то новенькое, поэтому для музея это всегда возможность нового или несколько иного высказывания.
Позволю себе поделиться несколькими мыслями по поводу номинации:
1. Баланс смысла и формы.
В логике музейной сценографии форма всегда следует за содержанием. Важно сначала найти и сформулировать свой нарратив, мысль, которую транслирует выставочный проект. И уже только после этого приступать к созданию ТЭП и художественного решения.
Здорово, если получается выйти за пределы корпоративного повествования и найти какой-то интересный ракурс, который вовлечёт зрителей. Например, из проектов прошлых лет можно вспомнить выставку «Кнорозов и шоколад» в Музее истории шоколада и какао холдинга «Объединенные кондитеры». Выставка связала шоколад и науку через личность учёного, расшифровавшего письменность индейцев майя.
Если говорить о том, какая может быть форма, то было бы неправильно ставить знак равенства между интересностью и бюджетом. Да, при хорошем бюджете «есть где развернуться», но в выставочном формате многие яркие идеи и интерактивные элементы могут быть сделаны при весьма скромных бюджетах. В ход идут ткани, быстро возводимые конструкции, сетки, пенокартон, палеты, магнитные элементы. И не страшно, что это не антивандально и не навсегда, ведь это временное решение.

Примеры выставочных решений
2. Целеполагание и саморефлексия.
Как оценить успех выставки? Только ли по проданным билетам? А если музей состоит из одной комнаты и одного сотрудника? Здесь важно отталкиваться от собственного целеполагания. И оценивать по завершении проекта, получилось ли достичь поставленных целей. Порой даже один новый «адепт» вашего предприятия, пришедший благодаря выставке, может стать результатом.
3. Друзья выставки, кто они?
Чем больше у выставки друзей и партнёров, тем больше возможностей для интересного рассказа и продвижения.
Партнёрами могут стать другие музеи. Есть проекты, созданные в коллаборациях с музеями федерального уровня. Выставку «Великий Сибирский путь и народы России» проводили совместно Музей железных дорог России и Российский этнографический музей. Такое партнёрство создало серьёзную научную основу проекта, а также способствовало его популяризации.
Партнёрами могут быть отдельные эксперты – краеведы, историки, культурологи, музейные педагоги. Такое сотрудничество обогащает выставку, помогает найти новые сюжеты.
Информационных партнёров стоит продумать заранее, так о выставке узнает большее количество людей. Выставка «100 лет гражданской авиации» широко освещалась в СМИ и на городских информационных носителях, был даже организован специальный транспорт прямо к выставке. Есть специализированные каналы и чаты музейщиков, которые пишут о музейных проектах, например, «Идеи для музеев», «Музейные связи» и др. Коллеги-музейщики с удовольствием делятся информацией, охотно читают и комментируют друг друга.
Партнёров можно искать не только вовне, но и внутри компании: PR-отделы, студсоветы, советы ветеранов. Сила в сообществе!
Эксперт премии «Корпоративный музей» Ирина Кирюхина,
директор по развитию бюро музейной сценографии «Метаформа»