Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта

Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта

Адрес музея

г. Санкт-Петербург, В. О. Средний проспект, д. 77

О комплексе

Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта – это не только экспонаты и экспозиция. Это еще и обширные запасники, где хранятся вагоны, троллейбусы, автобусы, ожидающие своего чудесного превращения: из пустого каркаса в способную самостоятельно передвигаться и радовать посетителей технику.

Совершенно новый этап в развитии Комплекса начался в 2010 году, когда его двери распахнулись для свободного посещения.

Сегодня Комплекс позволяет проследить историю развития петербургского общественного транспорта с начала XX века. Главное преимущество экспозиции – ее полная интерактивность, практически все экспонаты представляют собой подлинные образцы техники разных эпох. Каждый посетитель может осмотреть их, побывать внутри и даже прокатиться на трамвае или троллейбусе времен своих бабушек и прабабушек. Задача работников Комплекса – сохранить и актуализировать памятники истории наземного общественного транспорта. Еще одно важнейшее направление деятельности – повысить культуру пользования городским электротранспортом, сформировать положительное отношение к нему через рассказ об истории развития трамвайного и троллейбусного движения в России.

В последние годы Комплекс стремительно набирает популярность и принимает все больше посетителей, причем среди них зачастую встречаются не только петербуржцы и жители Ленобласти, но и приезжие из других регионов и иностранцы. Растет роль Комплекса и в культурной жизни: с 2011 года он участвует в международной акции «Ночь музеев» и фестивале музейных программ «Детские дни в Петербурге».

Активное участие в жизни Комплекса принимают волонтеры. При помощи и поддержке транспортных энтузиастов активно ведутся работы по поиску и доставке на Васильевский остров исторической техники.

С 2011 года реставрационные и ремонтные работы проходят непосредственно на территории Комплекса.

Концепция развития Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта

В организации повседневной стабильной работы петербургского Горэлектротранса одинаково важно модернизировать систему ГЭТ, готовить кадры, поощрять инновационную активность молодежи и при этом уважать историю трамвайного и троллейбусного движения в Петербурге. Такой подход лежит в основе программы развития электротранспорта «Сохраняя историю, движемся в будущее», базирующейся на принципе комплексного подхода к обновлению подвижного состава одновременно с инфраструктурой ГЭТ. Под эгидой программы развития подготовлена концепция создания нового многопрофильного культурного пространства на базе нынешнего Экспозиционно-выставочного комплекса Горэлектротранса в Василеостровском трамвайном парке.

Концепция предполагает объединение трёх старинных депо в единый центр по изучению прошлого, настоящего и будущего электротранспорта с детской трамвайной дорогой, учебной базой, мультимедиа тренажерами и концертным залом-трансформером. В основе подхода – интерактивность и вовлечённость посетителей всех возрастов.

Экспозиционная часть будет состоять из нескольких секций, посвященных основным историческим этапам развития петербургского электротранспорта от конки и первого электрического трамвая до инновационных троллейбусов с увеличенным автономным ходом; изучению прогресса электричества и современным методам его применения на транспорте. Также предусмотрено создание экспозиционного зала, полностью посвященного блокадному трамваю и восстановлению трамвайно-троллейбусного хозяйства после Великой Отечественной войны.

Главная идея реализации проекта – патриотическое воспитание подрастающего поколения, профориентация и популяризация транспортных профессий. Помимо этого, концепция показывает возможности организации в старейшем трамвайном парке не только выставочного пространства для размещения коллекции раритетных трамваев и троллейбусов, но и использования территории как многопрофильной площадки притяжения для туристов и молодежи.

История комплекса

Первый музей в старейшем трамвайном парке города – тогда трампарке им. Леонова – появился 29 сентября 1967 года. Дата открытия музея была приурочена к 60-летней годовщине пуска трамвая в Санкт-Петербурге. На тот момент его представляли следующие разделы: «Предыстория парка», «Строительство и пуск первой линии трамвая», «Революционная деятельность трамвайщиков», «Работа парка с первых дней Советской власти и до начала Великой Отечественной войны», «Деятельность коллектива парка в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда», «Работа в послевоенный период и до наших дней».

Идея собрать воедино сохранившуюся технику, которая работала в нашем городе в разные годы, впервые возникла 18 марта 1979 года. В тот день последняя «Американка» (так ленинградцы называли поезд из вагонов ЛМ/ЛП-33 образца 1933 года) совершила прощальный рейс и была сохранена для будущего музея.

В 1982 году появился репликар английского вагона Brush (именно они впервые вышли на городские маршруты в 1907 году). Трамвай, ставший одним из первых экспонатов музея, был построен на базе служебного вагона МС-1 1929 года. Впоследствии он использовался как экскурсионный и даже участвовал в киносъемках. Так, его можно увидеть в фильмах «Как стать звездой» (1986 г.), «Собачье сердце» (1988 г.) и других картинах.

Наконец, во второй половине восьмидесятых годов по инициативе Андрея Юрьевича Ананьева, который трудился главным инженером в трампарке №7, началось комплектование полномасштабной коллекции трамвайных вагонов. Оценить проведенную работу горожане смогли в год 90-летия петербургского трамвая. Круглую дату отметили парадом музейных вагонов. В сентябре 1997 года на маршрут вышли Brush (Бреш) и вагон конки, поезд МС-МСП начала 1930-х годов, отремонтированная «Американка» и восстановленный из путеизмерителя «Слон» ЛМ-47 с прицепом ЛП-47, «Стиляга» ЛМ-57 и «Аквариум» ЛМ-68. В составе колонны были и трамваи ЛВС-86А (первый в России с двигателями переменного тока) и трехсекционный восьмиосный ЛВС-93, которые передали в музей спустя несколько лет.

В 1999 году при активном участии Алексея Евгеньевича Гонтарева (ныне сотрудник производственного депо Службы подвижного состава «Горэлектротранса») началась работа по восстановлению троллейбусов. Сначала фонд музея пополнил ЯТБ-1 1936 года постройки. Эти машины одними из первых появились на улицах Ленинграда. Долгое время считалось, что все довоенные советские троллейбусы утрачены, к счастью, это оказалось не так. Уникальную технику энтузиасты обнаружили на дачном участке под Зеленогорском, там деревянный кузов троллейбуса почти полвека служил сараем. Воссоздание заняло 5 лет – обновленный ЯТБ вновь вышел на петербургские улицы 31 марта 2004 года.

Следующим был восстановлен ЗиУ-5Г 1967 года выпуска – работы над ним закончены в 2005 году. В тот же период расширилась и трамвайная коллекция: с 2004 по 2006 года закончился заводской ремонт трамваев МС-1, МС-2, МС-4, МСо. Троллейбус МТБ-82Д 1947 года, известный благодаря творчеству Булата Окуджавы как «синий троллейбус», вышел на улицы в 2008 году, а ранний вариант самого массового троллейбуса в мире – ЗиУ-682Б – в 2009-м. Лаборатория контактной сети на базе троллейкара КТГ-1 1976 года постройки – самостоятельно поехала в 2010-м.

Сейчас работы ведутся по всем направлениям: пополнение коллекции трамваев, троллейбусов, автобусов; ремонтно-реставрационные работы; подготовка тематических выставок и иных экспозиций. В настоящий момент заканчивается ремонт грузового трамвая ГМу 1940 года и автобуса ЛАЗ-695Н, а также проводится полный цикл реставрационно-восстановительных работ автобуса ЗиЛ-158В 1964 года выпуска.

Долгое время коллекции музея были доступны только для узкого круга специалистов и работников предприятия. Трамвайные вагоны хранились в трампарке №7 (им. Володарского), а затем в трампарке №2 (им. Леонова), троллейбусы – на троллейбусном заводе предприятия. 15 апреля 2006 года прошел первый День открытых дверей, и все желающие смогли познакомиться с уникальной ретротехникой, выставленной в первом депо трампарка №2 на Васильевском острове.

1 июля 2008 года музей получил статус структурного подразделения СПб ГУП «Горэлектротранс», и часть территории трампарка №2 была закреплена за ним. Год спустя на Васильевский остров с троллейбусного завода перевезли и троллейбусы. А с 21 июля 2010 года начались регулярные экскурсии для горожан.

Сегодня двери Комплекса открыты для всех желающих. Познакомиться с его коллекцией и прикоснуться к истории развития городского общественного транспорта в нашем городе можно в любой день, согласно расписанию на сайте музея.

Наиболее значимые проекты:

  • Ежегодно экспонаты (трамваи и троллейбусы) участвуют в городских парадах:
    • Осенью парад ретротрамваев приуроченный к празднованию дня открытия трамвайного движения в Санкт-Петербурге.
    • В апреле, парад ретротехники приурочен к востановлению трамвайного движения в блокадном Ленинграде.
    • В мае, экспонаты ЭВК ГЭТ участвуют в ежегодном транспортном фестивале SPbTransportFest
Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта

Адрес музея

г. Санкт-Петербург, В. О. Средний проспект, д. 77

Телефон

+7 (981) 980-01-93
+7 (812) 244-18-20 -- доб. 6712
l

Подать заявку

Осталось совсем мало времени!
Успевайте подать заявку!

Бюро музейной сценографии «МЕТАФОРМА»
ООО «Комбинат музейно-выставочного искусства» (ООО «КМВИ»)
Винчи Интерактив - создание корпоративных музеев
Некоммерческое партнерство «Пермское представительство Российской Ассоциации по связям с общественностью» (НП ПП РАСО)
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!