Музей металлургической промышленности – современный промышленный музей России, посвящённый истории и современности чёрной металлургии. В его экспозиции представлены уникальные экспонаты на металлургическую тематику.
Экспозиция музея спроектирована с использованием современных технологий. Тематические залы «Истоки металлургии» и «Стальная современность» оснащены интерактивными экранами, электронными стендами, аудиовизуальными инсталляциями, которые созданы на основе уникальных фото- и видеоархивов, документов и артефактов.
Экспозиции, погружающие в мир металлургии, дополняет зал «Металлоториум». Это – творческая площадка, где в увлекательной форме происходит знакомство с различными свойствами металлов. Программа «Металлоториума» включает исследования, опыты и эксперименты, детские праздники, квесты, шоу-программы, викторины и кинопоказы, демонстрирующие основы металлургической науки. Особой популярностью пользуются проводимые здесь мастер-классы, где, к примеру, с помощью проволоки или гвоздей туристы мастерят украшения, картины, предметы интерьера, и эти поделки увозят с собой.
На площадке действует 3D-стереозал, который перенесет посетителей в основные цехи ЧерМК, в числе которых: крупнейшая в Европе доменная печь «Северянка», один из самых производительных станов горячей прокатки в России – стан-2000, мощное сталеплавильное производство и т.д.
На территории музейного комплекса располагается экспозиция под открытым небом «Путешествие к стальным истокам». В экспозиции представлено оборудование, которое используется в производстве чугуна, стали, проката. Это, к примеру, чугуновоз, сталеразливочный ковш, прокатная клеть и др. агрегаты, которые выстроены в экспозиции согласно цепочке производства металлопродукции.
В комплекс музея входит вагон-музей академика И.П. Бардина, который сыграл важнейшую роль в истории строительства Череповецкого металлургического комбината, ставшего центром Северо-Западной металлургии. Музей на колесах – бесценный артефакт. Это не только дань памяти виднейшему ученому-металлургу, но и напоминание о важнейших событиях ВОВ. Вагоном, построенным в Германии, первоначально владел немецкий генерал Фридрих Паулюс. После разгрома его армии под Сталинградом вагон передали Уральскому филиалу Академии наук СССР, возглавляемому в годы войны И.П. Бардиным.