Главная ценность в музее – коммуникация с посетителями. С этого начал директор Музея энергетики Красноярска Антон Шарыпов презентацию образовательного проекта «Кулибин». Проект получил диплом II степени V Национальной премии «Корпоративный музей».
Музей много экспериментирует с разными формами коммуникации и проект «Кулибин» – один из таких экспериментов. Это конкурс инженерно-технического творчества, целевая аудитория которого школьники 3-4 класса. У конкурса две взаимосвязанные цели – дать навыки проектной деятельности и развить soft skills ребят. Авторы проекта убеждены, что очень важно уже на раннем этапе обучения заложить основы проектного мышления и дать детям понимание ценности и эффективности командной работы. Дети учатся тому, как именно работать над проектами в команде, как уметь договариваться, как организовывать работу, что такое критическое мышление и как оно помогает решать задачи.
Механика инженерного проекта
Конкурс проходит как соревнование между всеми классами параллели третьих или четвертых классов одной из школ. От каждого класса выбирается 4 участника – это минимум для инженерно-технического проекта. Методику выбора, каким ребятам стоит участвовать в конкурсе, сотрудники музея отрабатывали вместе с дирекциями красноярских школ и специалистами департамента образования. Обычно в школе параллель – это 5-8 классов, соответственно участников конкурса бывает от 20 до 32.
Конкурсный день начинается на площадке музея с деловых игр. Наблюдая за тем, как дети выполняют задания, эксперты на первом этапе оценивают не командную работу, а уровень уже имеющихся навыков коммуникации у каждого школьника. По итогам этой части конкурса учителя получают от экспертов информационный срез по soft skills каждого участника, что потом поможет педагогам выстраивать индивидуальные траектории развития для детей.
Построить, испытать, представить
Второй этап – непосредственно инженерный. Каждой команде необходимо разработать и построить модель катапульты. У каждого участника команды есть своя роль: менеджер, дизайнер, инженер и конструктор. В течение всей игры ребята должны придерживаться своей роли и выстраивать отношения с другими «специалистами». Сначала дети получают информацию, что такое катапульта, как она устроена и использовалась. Затем наступает время самостоятельной работы. Задача каждой команды – построить катапульту быстро, сделать ее эффективной и при этом красивой. То есть игра имитирует настоящий инженерный проект. Ребятам в команде надо осмыслить полученную информацию, определить параметры своей модели, организовать внутри команды процессы проектирования и построения. Третий этап – полевые испытания построенных катапульт. У ребят есть несколько попыток попробовать свою модель в деле. По сути это тестирование инженерного прототипа. Ребята сравнивают, чья стрела улетает дальше, пытаются проанализировать, почему получается именно так – то есть какие решения делают модель более эффективной.
Завершающий этап – это презентация проекта. В современном мире умение подать результат своей работы не менее важен, чем сама работа. Поэтому сначала для участников проводится мастер-класс: какой должна быть структура презентации, по какому алгоритму ее готовить. И только после этого ребята готовят свою защиту. После презентаций жюри определяет победителей. Причем эксперты обязательно подробно объясняют, почему победу получила та или иная команда. Такой разбор – тоже элемент обучения. После каждого конкурса организаторы собирают и вместе с Департаментом образования анализируют обратную связь от педагогов и самих школьников, чтобы понять, как можно улучшить проект.
Работа для общего будущего
Для музея подобные конкурсы – занятие очень хлопотное. Для школ оно абсолютно бесплатно, все расходы берет на себя музей. Сам конкурс длится пять, а то и более часов, поэтому проводить такие занятия часто музей не может. А востребованность проекта «Кулибин» колоссальная. Все сеансы расписаны на много месяцев вперед – в городе 140 школ.
Прямой корпоративной заинтересованности в этом проекте у музея нет. Своей задачей музей видит не подготовку будущих энергетиков, а популяризацию научных и инженерных специальностей, развитие интереса к естественным наукам и проектного мышления. Это работа на общее будущее города и промышленного потенциала страны. И в этом контексте, конечно, и на будущее энергетики.