Музей истории АО «Центр судоремонта «Дальзавод» воссоздан и открыт к 135-летию завода 26 октября 2022 г. Этому событию предшествовала большая работа от разработки дизайн-проекта, ремонта и оборудования помещений, изготовления стендов, до возвращения музейной коллекции на предприятие (Музей трудовой славы Дальзавода, созданный в 1975 г., просуществовал до 1990-х гг.), сбора экспонатов и создания новой экспозиции.
В основе экспозиции музея – фотографии, исторические документы, личные вещи и награды заводчан, макеты кораблей и судов и другие экспонаты, предоставленные цехами, лично дальзаводчанами и другими дарителями.
Музей знакомит с историей и развитием Дальзавода, крупнейшего судоремонтного предприятия Приморского края, пережившего войны и смены режимов, периоды экономических кризисов, основное предназначение которого со дня его основания – возвращать в строй корабли и суда, оказывать помощь своему городу, краю и стране.
В музее три зала экспозиций, в которых история строительства и открытия в 1897 г. первого на Дальнем Востоке сухого дока имени Цесаревича Николая; период работы в 1920–1930 гг., когда Дальзавод не только строил и занимался судоремонтом, но и достраивал корабли и подводные лодки, освоил ряд новых производств, в т.ч. капитальный ремонт паровозов, автомобилей, восстановление железнодорожных мостов, изготовление сельскохозяйственной техники, включая трехколесные тракторы собственной конструкции и локомобильных двигателей.
Отдельная экспозиция о внедрении на Дальзаводе электродуговой сварки металлов – впервые в отечественном судостроении и судоремонте. Здесь же рассказ о В.П. Вологдине, талантливом инженере, ученом с мировым именем и макет первого цельносварного судна – буксира типа «Ж», построенного на Дальзаводе в 1930 г.
Особая экспозиция о периоде Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и о вкладе Дальзавода в Победу – он продолжал сборку и ремонт подводных лодок, обеспечивал боевую готовность кораблей Тихоокеанского флота, выполнял специальные работы по подготовке кораблей к переходам Северным морским путем на Северный флот, ремонтировал суда Севморпути и ДВМП, переоборудовал гражданские суда в тральщики и десантные корабли для усиления ТОФ, изготавливал пулеметы Дегтярева, снаряды, авиационные бомбы и ручные гранаты. На стенде – личные вещи, награды, фотографии и письма дальзаводчан с фронта. Представлен макет легендарной гвардейской подводной лодки С-56.
В послевоенный период предприятие практически полностью обновило производственные мощности и на стендах – информация о прогрессивных блочно-секционном и агрегатном методах ремонта судов, внедрении современного оборудования, о ремонте и модернизации крупных рыбопромысловых судов, мощных ледоколов и кораблей. Раскрыт вклад Дальзавода в производство товаров народного потребления, жилищное строительство города в 1970–80-е гг.
Современный период развития предприятия – это и сложности, и достижения, и новые проекты, макеты судов и кораблей, прошедших ремонт и модернизацию на Дальзаводе.
Музей посещают работники предприятия, ветераны, учащиеся колледжей, школьники и студенты, партнеры и гости завода.
Разработаны экскурсии для разных по возрасту и составу групп: обзорная – по музею и исторической части завода, тематические: «Строительство сухого дока имени Цесаревича Николая», «Дальзавод – пионер промышленного применения электросварки», «Дальзаводцы в тылу и на фронтах», «Памятники на территории Дальзавода», «Дальзавод – городу Владивостоку». Для гостей предприятия проводятся экскурсии по Владивостоку.
Начата работа по созданию цифрового архива фотодокументов и видеофильмов по истории Дальзавода и о Музее предприятия.
Дальзаводчане гордятся своим прошлым, ценят настоящее и уверены в будущем.