logo raso menu
logo icom menu

Часовое искусство: от истоков до современности

20.08.2025

Проект «Часовое искусство: от истоков до современности» Музея Часового дела Беларуси при Минском часовом заводе «Луч», победил в номинации «Лучший промышленный маршрут музея» и получил диплом II степени VI Национальной премии «Корпоративный музей».

ОАО «Минский часовой завод» – единственное предприятие в Беларуси, которое уже более 70 лет производит часы. И мы одно из немногих предприятий советского часпрома, сохранившее полный цикл производства механических часов. Для того, чтобы позволить людям узнать больше об истории и часах, повысить узнаваемость нашего бренда, было решено создать музей и разработать уникальный промышленный маршрут.

Работа по популяризации темы часовой промышленности на нашем предприятии велась еще в советский период, но это было в духе «комнат трудовой и боевой славы», что в определенный момент стало неактуальным в современном мире. Вторым витком стало создание музея завода Луч в начале 2020 г. Но, к сожалению, этот период выпадает на мировую пандемию коронавируса COVID-19, при которой полноценное развитие музея в рамках изоляции стало проблематичным. Третий виток – это декабрь 2023 г., когда в современном и актуальном прочтении мы открыли двери Музея часового дела Беларуси для массового посещения.

Экспозиция расположилась на территории завода в одном из производственных корпусов. В ней мы решили рассказать не только об истории завода, но и об основных этапах развития часового мастерства, была добавлена историческая часть.

При реализации проекта рабочая группа столкнулась с одной из важнейших проблем – поиск подлинных экспонатов часовой тематики в мировом контексте. Выход был найден – использование макетов и муляжей, демонстрация видеоматериалов наряду с подлинными часами. Сложности были и в ограничении ресурсов – финансовых и кадровых (музей создавался сотрудниками, которые не были освобождены от выполнения своих основных должностных обязанностей на заводе).

В результате все получилось, и экспозиция нашего музея заполнилась яркими и уникальными экспонатами, интерактивными зонами. Среди них – стол часовщика, на котором были собраны первые партии часов нашего завода. И сегодня у каждого посетителя музея есть возможность вжиться в роль сборщика часов, предварительно надев на себя брендированный халат, и попытаться руками и инструментами из подлинных деталей собрать механизм.

Не оставляет равнодушной ни взрослых, ни детей тематическая фотозона: настоящий автомобиль «Жигули» (а точнее его половина), в приборной панели которой с 1974 г. начали устанавливать авточасы АЧЖ-1, произведенные на нашем заводе.

Поистине уникальным предложением для наших гостей стала возможность посещения некоторых цехов производства часов. Экскурсанты в режиме реального рабочего дня могут видеть, как создаются детали для механизмов часов, к примеру, корпуса и донца, окрашиваются стрелки и наносятся изображения на циферблаты. Не может не восхищать цех сборки, где умелые руки часовщиков ювелирно справляются с деталями, размер которых иногда не достигает 1 мм.

После посещения музея и производства, гостям предлагается возможность посещения «ЛУЧшей улицы» – гастрономической площадки на территории завода. Здесь представлены самые разные кухни мира, от мексиканской до паназиатской. Кроме разнообразной еды гостей «ЛУЧшей улицы» ждут развлекательная программа: работают диджеи и музыканты, организовываются мастер-классы, киносеансы, квизы, дизайнерские маркеты и другие мероприятия.

Посетив «ЛУЧшую улицу», и пройдя всего 300 метров, можно оказаться возле одного из символов Минска – знаменитой башни завода с часами. А рядом с ней расположен 1 из 4 в Минске фирменных магазинов «Луч», где можно приобрести наши часы, а также насладиться напитками в кофейне «1801», которая носит имя знаменитого механизма, который производится на заводе до сих пор.

Таким образом, представленный туристический маршрут включает в себя посещение: Музея часового дела Беларуси, производственных цехов Минского часового завода Луч, гастрономическо-развлекательной площадки «ЛУЧшая улица», фирменного магазина и кофейни.

Подводя итоги, стоит отметить, что за первый год работы музей посетило более 10.000 человек и проведено более 1.000 экскурсий. Музей стал площадкой для встречи делегаций и партнеров завода, презентации новых коллекций, проведения общественных мероприятий, и просто местом проведения досуга как взрослых, так и детей. О нас неоднократно говорили СМИ, ведется активное продвижение проектов в социальных сетях и на официальном сайте. Представители компании участвуют в многочисленных туристических и промышленных выставках как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом.

О положительных результатах работы свидетельствуют многочисленные отзывы на порталах, туристических сайтах и в нашей «Книге впечатлений», которая находится на входной группе музея.

Мы приглашаем гостей посетить наш уникальный промышленный маршрут и окунуться в ЛУЧшую атмосферу города.

Подробнее о музее

Участники

VII Национальной премии

Винчи Интерактив - создание корпоративных музеев
ВИЖУ - комплексные решения для корпоративных музеев
Полисервис - сервисный центр по комплексному обслуживанию и ремонту ИТ (IT) и AV цифровой техники
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»
FILIN - Корпоративные музеи и имиджевые пространства под ключ

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!