logo raso menu
logo icom menu

Проверяем разнообразие музейной экспозиции

01.07.2025

По итогам вебинара «Как рассказывать в музее о сложных явлениях и процессах?» предложен чек-лист разнообразия экспозиции: как оценить пользовательский опыт и повысить вовлеченность?

Чтобы запоминаться и говорить с аудиторией на одном языке, экспозициям важно быть не только содержательными, но и разнообразными – визуально, эмоционально, интеллектуально и сенсорно.

Владлена Громова, соосновательница художественного объединения «VALab», соосновательница и генеральный директор мастерской экспозиционных решений «Тактик студио», рассказала о том, что стоит продумать заранее при работе над проектом или определить вектор развития уже существующей экспозиции.

Какие базовые задачи есть у корпоративного музея?

  • Продемонстрировать значимость и пользу, которую компания приносит отдельно взятым людям, стране, экологии и так далее;
  • Повысить привлекательность компании для подбора новых кадров;
  • Сделать видимыми социально значимые и общественные инициативы компании для населения;
  • Усилить значимость компании в локальном контексте, продемонстрировать вклад в развитие территорий.

Решение этих и других задач предполагает, что в музей важно привлечь широкую аудиторию – людей разного возраста, взглядов и с разнообразным бэкграундом.

Чтобы привлечь разную аудиторию, в музее должны быть завораживающие визуальные объекты, необычные и уникальные экспонаты, которые нельзя увидеть нигде больше. Информацию стоит подавать интересно не только для людей с техническим складом ума, но и для представителей творческих профессий. А также с учетом различных доминирующих каналов восприятия: визуального, аудиального, тактильного, ольфакторного и дигитального.

Кроме того, чтобы активировать интерес зрителя и смысл экспонатов,  впечатление от них (что ничуть не менее важно) запомнились, необходимо обращаться к разным органам чувств. В этом помогает современный тренд на мультисенсорность – вовлечение посетителей через комбинацию звука, света, запахов и тактильных ощущений. Чем более разнообразны и тонко подобраны эти комбинации, тем более сильное впечатление производит экспозиция на зрителя.

Давайте проверим, насколько разнообразна ваша экспозиция и определим возможные зоны роста и что нужно учесть при постановке задачи подрядчику.

ЧЕКЛИСТ: НАСКОЛЬКО РАЗНООБРАЗНА ВАША ЭКСПОЗИЦИЯ/ПРОЕКТ ЭКСПОЗИЦИИ?

Вход в экспозицию

  • За счет каких средств посетитель переключается и готовится воспринимать содержание музея?
  • Есть ли ритуалы перед входом в экспозицию (например, получение билета, метки, аудиогида и др.)?
  • Присутствуют ли художественные средства, которые маркируют пространство экспозиции для настройки посетителя на восприятие контента (изменение света/цвета/появление звука)? Если да – какие?

Экспонаты

  • Сколько всего экспонатов в экспозиции?
  • Сколько экспонатов со звуком?
  • Сколько тактильных экспонатов?
  • Сколько экспонатов воздействуют сразу на 3 или более органов чувств?
  • Сколько экспонатов содержат схемы, карты или планы?
  • Сколько экспонатов предлагают ольфакторный опыт?
  • Сколько презентуют факты?
  • Сколько предполагают (доминантное) эмоциональное воздействие?
  • Сколько построены на метафоре или абстрактных визуальных образах?
  • Сколько экспонатов позволяют проявить творчество посетителю?
  • Сколько поднимают вопросы без дачи ответов?
  • Сколько помогают лучше понять себя?
  • Сколько предназначены для группового взаимодействия?
  • Сколько – для индивидуального взаимодействия?
  • Сколько изменяются во времени (на них влияют данные посетителей или внешние источники)?
  • Сколько доступны для людей с ограниченными возможностями?

Пространство

  • Сколько в музее пространств с полным погружением (симуляторы, иммерсивные инсталляции/среды)?
  • Сколько раз за экспозицию посетитель меняет положение тела (вертикальное – сидячее – горизонтальное)?

Работа с ответами:

Если все ваши ответы «да» и значения превышают 1 – ваш музей достаточно разнообразен! У вас есть все шансы привлечь широкую аудиторию.

Если встречаются ответы «нет» или ноль – вам необходимо еще раз сопоставить результаты работы экспозиции с ее целями. Если есть расхождения (например, важно привлечь молодежь, а экспозиция не вызывает должного интереса у этой категории), стоит запланировать ре-экспозицию с учетом проблемных зон.

Ключевые слова

При постановке задачи подрядчику или оценке предложения можно проверить подход по нашему чек-листу или дополнить его списком ключевых слов для описания экспонатов и определения потенциала захвата внимания широкой аудитории: звуковой, иммерсивный, ольфакторный, мультисенсорный, тактильный, интерактивный, инклюзивный, атмосферный, эмоциональный, метафоричный, образный, схематичный, телесный, адаптивный.

Некоторые понятия

Иммерсивный – с эффектом погружения; предполагает сильное воздействие сразу на несколько каналов восприятия: звук, свет, визуальные ритмы. Например: симулятор полета или пространство с многоканальным звуком и трехмерными проекциями.

Мультисенсорный – телесное и эмоциональное вовлечение зрителя через воздействие на разные каналы восприятия: звуки, тактильные ощущения, визуальные образы и запахи. В отличие от иммерсивности он возникает из комбинации элементов экспозиции без полного погружения.

Ольфакторный – обонятельный; включает использование запахов для создания атмосферы или вызова ассоциаций.

Вебинар

Проверяем разнообразие музейной экспозиции

Участники

VII Национальной премии

Винчи Интерактив - создание корпоративных музеев
ВИЖУ - комплексные решения для корпоративных музеев
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»
FILIN - Корпоративные музеи и имиджевые пространства под ключ

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!