logo raso menu
logo raso menu
logo icom menu

Исследовательский UX

20.01.2025

Говорить о науке и исследовательском сегменте применительно даже к «обычному» музею довольно непросто, поскольку в профессиональном сознании эта тема связана с кучей мифов и почти не рефлексируется сообществом. В случае с корпоративными музеями эта задача возводится в квадрат. При этом исследование остается крайне важным элементом нормального функционирования музейного производственного процесса, и, конечно, обойти данный сюжет стороной было бы неправильно.

Начать стоит с главного – с типовых ошибок, которые встречаются при проведении/описании исследовательских проектов. Слэш в данном случае имеет важную роль, поскольку эксперт в большинстве случаев имеют дело с описанием итоговых результатов исследования. Как правило, эксперт сталкивается с тремя классическими ловушками.

Первая – нелюбовь к исследовательской кухне. Естественно, что не всем интересна внутренняя механика исследовательского проекта, но профессионалу крайне важно понимать: какой источниковой базой вы пользовались? В чем её специфика? Какая была использована методология? Краткое и емкое описание подобных элементов сразу демонстрирует уровень работы.

Второй типовой ошибкой является эксклюзия, пусть даже и формальная. Чаще всего исследовательский проект предстает в вакууме, без какого-либо ясного контекста, хотя, по сути, единственное отличие музейного исследования от «обычного» (простите, но снова без кавычек это прилагательное трудно употребить) заключается в том, что оно должно способствовать развитию самого музея. Признаком хорошего музейного исследования является очевидность его применения, причем во всех остальных линиях музейной работы материал для актуальной экспозиции или выставки, база для образовательных продуктов, новые направления комплектования или атрибуции, контент для соцсетей и т.д. На практике об этом эксперту остается лишь гадать на кофейной гуще.

С этим напрямую завязана и третья проблема: простите за тавтологию, – проблематизация. Формулировка не только внутримузейных, но и исследовательских целей и задач порой становится непреодолимым препятствием для проектировщиков, хотя именно на этом фундаменте и строится любой успешный проект. При этом работа корпоративных музеев здесь видится немного более простой, поскольку у него всегда есть корпоративная стратегия развития или, как минимум, материалы исследовательских подразделений. Однако отсылки к подобного рода документам почему-то встречаются исключительно по большим праздникам.

И здесь мы подходим к специфике корпоративного музея, который должен в своей работе учитывать стратегию развития и запросы компании. А вот это происходит крайне редко: уделом музея остаются исторические исследования, которые при всей своей привлекательности и важности не исчерпывают аналитический потенциал музея. Сегодня музей может предложить корпорации и организацию партисипативных исследований с подключением сотрудников, и UX-аналитику по продуктам компании, и, конечно, антропологическое изучение коллектива.

Несмотря на то, что подобные проекты сегодня являются редкостью, именно это направление может не просто качественно изменить работу музея, но и самое главное – изменить его восприятие в корпоративном контексте.

А закончить хотелось отсылкой к одному из базовых императивов научного этоса – коллективизму. Сегодня, как, впрочем, и всегда, наука является одним большим партнерским проектом, поэтому иногда, чтобы сделать хорошее исследование, музею просто достаточно открыть свои фонды.

Иван Гринько, Д.и.н., MA in Cultural Management. Основатель Школы прикладной музеологии, Главный научный сотрудник НИИ урбанистики и глобального образования (МГПУ)

l

Подать заявку

Успей подать заявку!

Винчи Интерактив - создание корпоративных музеев
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»
FILIN - Корпоративные музеи и имиджевые пространства под ключ

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!