Образовательный проект Музейно-выставочного центра «Уралкалия» (далее – МВЦ «Уралкалия») получил специальный приз V Национальной премии «Корпоративный музей». Впервые МВЦ стал участником конкурса годом раньше: в 2022 г. центр представлял открытие новой экспозиции и профориентационный проект «Я б в калийщики пошел».
Уже в процессе реализации проекта «Я б в калийщики пошел» стало ясно, что данный проект будет продолжен: он требует расширения своих границ – в глубь (в историю калийной промышленности) и в ширь (во взаимопроникновение и взаимодействие образовательных предметов и их практического применения). Так родился проект, целью которого стало прежде всего формирование у целевой аудитории интереса к естественным наукам и понимания, как они связаны с окружающим миром, а конкретно с освоением калийных месторождений, калийной промышленностью, безопасной работой предприятия.
Многосоставность как принцип проекта
Образовательный проект «Тайны шахтерского фонаря» превратился в масштабную программу. В ее основу легла интерактивная экскурсия «Спуск в калийную шахту». Она очень увлекает детей: в каком еще музее можно осматривать экспозицию в полной темноте, освещая свой путь и экспонаты только шахтерскими фонарями? Во время экскурсии школьники 5-8 классов и семейные группы узнают об эволюции освещения и развитии шахтного осветительного оборудования, раскрывают физические и химические секреты горных выработок. Экскурсию дополняют викторина и «Своя игра», вопросы которых охватывают не только темы химии и физики, но и других школьных предметов – конечно же, через их связь с калийным производством.
Знания и впечатления, полученные в музее, становятся источником творческого вдохновения. Причем не только для детей. Одним из параллельно развивающихся проектов музея стали «Калийные этюды», созданные 16 художниками. Эти работы были представлены на выставке и изданы как отдельный альбом. Сотрудники музея решились на эксперимент: сделать выставочный проект частью образовательного. В его рамках был объявлен творческий конкурс «Лучи подземного мира», в котором могли участвовать дети начиная со 2-го класса. Проведению конкурса предшествовала основательная подготовка. В музей пригласили преподавателей – для них провели экскурсию и интерактивное занятие, представили разработанные сотрудниками музея задания конкурса и художественный альбом. Результатом стали рассказы, написанные детьми по мотивам произведений художников. Победителем был признан рассказ-фэнтези ученика шестого класса о добром монстре, живущем в калийной шахте. А другие участники конкурса даже сняли по этому рассказу мини-фильм. Для тех детей, кто более склонен к аналитике и поиску ответов, подготовлены задания для самостоятельного музейного исследования.
Частью образовательного проекта также стали музейный праздник «Рождественский КАЛИЙдоскоп», встречи в музее и школах с ветеранами-горняками, молодыми специалистами и преподавателями горно-химического техникума. Завершил годовой цикл проекта Фестиваль света «Ночь. Музей. Фонарь и каска».
Опыт радости
За один учебный год участниками проекта стали 1219 учеников 12 школ района. 244 школьника провели музейное исследование, а 484 участвовали в творческом конкурсе. Успех проекта предопределил его продолжение и развитие. Очередь на первую часть программы – интерактивную экскурсию – расписана на три месяца вперед. Собирая обратную связь от школьников и педагогов, сотрудники музея выявили интерес к конкретным темам, связанным с историей и современной деятельностью компании «Уралкалий». С опорой на них уже готовится следующий проект, предполагающий командное участие. Образовательные программы музейно-выставочного центра уже включены в межмуниципальный образовательный проект «Верхнекамье промышленное».
Популярность образовательных проектов центра – лучшее подтверждение того, что они помогают решать задачи, которые ставили перед собой разработчики. Музейные образовательные программы развивают у детей способность наблюдать, систематизировать, классифицировать и синтезировать полученную информацию, связывать ее с собственной жизнью, развивают навыки самостоятельного обучения и помогают раскрыть творческий потенциал детей. А самое главное – мотивируют их к обучению, создавая «опыт радости» познания.