Лауреатом в номинации «Развитие территорий» V Национальной премии «Корпоративный музей» стал проект «Музейный город ВДНХ», над реализацией которого огромная команда Группы компаний ВДНХ работала больше года. И сделанное – только начало еще более грандиозных планов.
Идешь гулять? Сходи в музей!
Более 325 гектаров территории, 49 объектов культурного наследия, сотни фестивалей, выставок, бизнес-форумов, более 33 миллионов посетителей каждый год – огромное хозяйство, которое требует внимания, заботы и продуманного плана развития. И приоритетом в этих планах стало развитие музейного направления.
«Музейный город ВДНХ» – это территориальное сообщество музеев, которые расположены на территории выставки. Управляющая территорией Группа компаний объединила их в единый продукт со своим фирменным стилем. Главная задача, которую поставили себе разработчики продукта, – увеличить число посетителей музеев на территории ВДНХ. Музеям здесь приходится жестко конкурировать за внимание и время посетителей со множеством развлекательных объектов, игровыми площадками, ресторанами и роскошными парковыми пространствами, особенно в хорошую погоду. Чтобы привлечь посетителей именно в музеи, приходится прикладывать усилия. Авторы проекта поставили перед собой задачу: в музеях должны побывать не менее 6% тех, кто пришел на территорию ВДНХ. И эту планку уже удалось преодолеть. В зависимости от сезона, посетителями музеев Группы компаний становятся уже от 11% до 15% посетителей выставки. Казалось бы, результат достигнут и можно почивать на лаврах. Но сотрудники «Музейного города» относятся к этим показателям как к новому вызову. Что еще можно сделать, чтобы привлечь новых гостей?
Как объединить разных
Сегодня на ВДНХ 24 постоянно действующих музея, из них под управлением собственно ВДНХ находятся только 4. Остальные представлены различными федеральными, московскими и корпоративными учреждениями. Но посетители не задумываются о принадлежности музея, для них важны тематика, экспозиция и удобство посещения. Поэтому было решено расширить понятие «Музейного города» и включить в него категорию музеев-соседей, партнеров ВДНХ. С рядом музеев уже подписаны соглашения о сотрудничестве и запущена подготовка совместных программ и продуктов.
Первым шагом в реализации проекта стала разработка удобной и понятной навигации. Чтобы куда-то прийти, надо как минимум знать о существовании этого места. Была нужна единая карта, где посетитель видел бы, какие музеи есть на ВДНХ, чему они посвящены и где расположены. Второй шаг – «подсказывающая» навигация. Музеи были объединены в пять тематических маршрутов: технологии, общество, искусство, экология и национальные культуры. Все маршруты собраны на бумажной карте компактного карманного формата: с одной стороны схема территории, на обороте краткая информация о музеях. Проверенное временем решение не подвело – карту, которую удобно носить с собой, посетители берут с удовольствием и постоянно ею пользуются.
Успех вдохновил авторов проекта разработать новые программы. Летом 2022 года появился расширенный экологический маршрут, который помимо музеев приглашал посмотреть уличные экспозиции, побывать в скверах и садах на территории ВДНХ. Посетителям идея очень понравилась, и теперь на очереди разработка расширенного маршрута, посвященного искусству.
Все больше, и больше, и больше
Музейный город постоянно расширяется. Каждый год появляются новые музеи. Они совершенно разные по тематике, масштабам и экспозиционным подходам. Среди них почти камерный Музей лошади, огромный высокотехнологичный павильон госкорпорации «Росатом», образовательно-выставочное пространство компании «Сибур», эмоциональная экспозиция-погружение «Лев Толстой: Война и мир. Ожившие страницы», которую создал Государственный музей Толстого в честь юбилея писателя. Все это новые точки притяжения в Музейном городе ВДНХ.
Чем больше вариантов, тем сложнее выбор. Единый продукт Музейного города помогает посетителям открывать для себя неожиданные локации и темы и филигранно планировать свое время, чтобы успеть как можно больше увидеть и узнать. Поэтому одно из направлений реализации проекта «Музейный город» – организация коллективных акций, в которых принимают участие все музеи ВДНХ. Здесь самый яркий пример, конечно же, городская акция »Ночь музеев». Каждый год сотрудники Группы компаний ВДНХ определяют тему акции и разрабатывают фирменный стиль. Огромные усилия тратятся на то, чтобы акция на ВДНХ получала максимальное анонсирование и освещение в СМИ. А для посетителей готовятся подробные маршруты посещения акции со всей необходимой информацией: где, что, когда, условия участия и т.д.
Для привлечения посетителей «Музейный город» использует весь спектр доступных инструментов. Чтобы заинтересовать, хорошо себя зарекомендовали бесплатные листовки, которые распространяются по всему городу. Чтобы дать более подробную информацию и облегчить выбор, непосредственно на территории ВДНХ распространяется бесплатный квартальный журнал с профессионально подготовленными статьями и высококачественными иллюстрациями. Благодаря привлекательному дизайну стелы с баннерами становятся не просто средством информирования, а фоном для оригинальных фотографий. Так они попадают в аккаунты посетителей – расширяют присутствие ВДНХ в социальных сетях и привлекают больше посетителей на сайт.
Территория людей
Авторы проекта «Музейный город» стараются предложить интересные и удобные варианты для посетителей всех категорий. Организовано экскурсионное бюро, запущена программа лояльности ВДНХ, проработаны сценарии посещения музеев для людей с ограниченными возможностями. Созданы комбинированные программы, которые включают посещение разных музеев и не только.
Результатом этой работы стало появление в городе, где уже есть несколько сотен музеев, нового мощного культурного кластера – самого крупного в Москве. Музейный город сконцентрировал в одном месте множество музеев и выставок самой разной тематики. Доступность территориальная поддержана финансовой доступностью: более половины музеев предлагают бесплатный вход, а остальные предоставляют льготы для различных категорий посетителей. Музейный город развивает территорию культуры, познания и комфорта.