От этих слов философа Карла Ясперса отталкивались сотрудники корпоративного музея АО «УК «БМЗ», когда задумывали проект «Маршрут императора Николая II по Бежице». И действительно, авторам проекта удалось открыть немало исторических загадок. Эксперты V Национальной премии «Корпоративный музей» оценили масштаб исследовательской работы и его популяризаторский потенциал – проект получил Диплом II степени в номинации «Развитие территорий».
В 2023 году Брянский машиностроительный завод отметил 150-летний юбилей. Год стал юбилейным и для корпоративного музея завода. Официально ему исполнилось 65 лет, однако первое упоминание о музее встречается намного раньше – в 1915 году, когда завод посетил император Николай II. В советский период это событие никак не упоминалось, а между тем оно имеет огромный потенциал для развития исторического самосознания горожан и туристической привлекательности территории.
Чем полезны полицейские отчеты
Сейчас Бежица, где расположен крупнейший машиностроительный завод страны, это один из административных районов областного центра. А в 1915 году она была отдельным городом, вся жизнь которого зависела от завода. О значении завода, его мощи и заслугах перед отечеством можно писать доклады и читать лекции, но самый лучший способ донести историю до наших современников – это «погрузить» из в нее.
Что может быть интереснее попытки «поучаствовать» в историческом событии и посмотреть на происходящее глазами их участников? На этом и построена идея маршрута, созданного при реализации проекта – шаг за шагом пройтись по тем местам, где двигался император со своей свитой. Маршрут оказался небольшим, всего несколько улиц можно пройти за полтора-два часа. Для пешеходной экскурсии это оптимальный хронометраж. Чтобы картинка была яркой и увлекающей, ее надо насытить множеством деталей. Поэтому первым их четырех этапов реализации проекта стал сбор информации. Ни в одном дошедшем до нас документальном источнике не был точно указан маршрут поездки императора Николая II. В большинстве своем они содержали разрозненные, частичные, а иногда противоположные данные.
Составить подлинный маршрут помог единственный сохранившийся экземпляр план поселка Бежица от 1916 года. Его удалось разыскать в Российском государственном историческом архиве. Еще одним источником стал… анализ полицейских отчетов, которые рапортовали о подготовке охраны и соблюдении порядка в день царского визита.
Чтобы собрать документальные свидетельства о том, как выглядели улицы, по которым двигался кортеж императора, авторы проекта подняли все доступные архивные материалы обо всех зданиях, находившихся на этих улицах. Среди них были жилые, административные, промышленные – но все они так или иначе были связаны с Брянским заводом.
Живая история
При изучении архивных материалов оказалось, что сохранилось много фотографий. Альбом из десятков исторических снимков «потянул» на 6 килограммов. Облегченную версию альбома носят с собой экскурсоводы: жители города с огромным интересом сравнивают старую застройку и бытовые картинки с нынешними видами. А полную версию альбома с историческими справками и найденной информацией разместили в официальной группе ВКонтакте Брянского машиностроительного завода и в тематической группе «Маршруты императора по Брянску» в Telegram.
Визит императора подробно освещался и профессиональными журналистами, и городской молвой. В воспоминаниях горожан сохранилось немало ярких эмоциональных деталей о том, как рабочие завода и жители изумлялись царю, какие подарки получали от него и ему преподносили. Все это делает экскурсию не набором сухих фактов, а живой, непосредственной историей о людях и их чувствах. Сейчас трудно сказать, все ли было именно так, как описывают современники – у любой истории есть свои загадки. Некоторые из них удается раскрыть. Например, есть легенда, что за одну ночь к дому, выходящему на площадь, пристроили балкон, чтобы император мог с него обратиться к народу. Красиво, но оказалось неправдой. Зато получила подтверждение история об императорских часиках. Женщины, в дом которых зашел император, от неожиданности упали перед ним на колени. Государь извинился за беспокойство и подарил им на память серебряные женские часики.
Улицу с домами рабочих, по которой прошелся император, в народе долгое время называли «Царской». За долгие годы она, конечно же, изменилась до неузнаваемости. Тем не менее в городе сохранилось около десяти зданий, в которые заходил Николай II. Пока ни на одном из них нет упоминания об этом.
Корпоративный музей БМЗ вышел с инициативой в Брянский городской совет народных депутатов об установлении мемориальной доски, посвященной визиту императора на одном из корпусов Брянского государственного технического университета.
Будущее развитие через интерес к прошлому
Проект, созданный энтузиастами Музея АО «УК «БМЗ», достиг своих целей. Пешеходная экскурсия позволяет транслировать корпоративный бренд на различных культурных и общественных площадках. Появилась крупномасштабная экскурсионная программа, не имеющая аналогов в Брянске. Помимо пешеходной познавательной прогулки в ней появилась экскурсия «Маршрут императора на Брянском заводе». Программа пользуется огромной популярностью. Ее рекомендуют гостям города даже прямые «конкуренты» – сотрудники областного краеведческого музея и городского экскурсионного бюро. Это очень высокая оценка качества работы корпоративного музея. Чем осознаннее становится прошлое территории, тем больший потенциал она получает для своего развития – это один из важнейших выводов, который помогает понять представленный на конкурсе проект Музея Брянского машиностроительного завода.