logo raso menu
logo raso menu
logo icom menu

Корпоративные музеи на ПМЭФ: авангард индустрии

21.06.2023

Анна Смирнова

В этом году на ПМЭФе состоялась значимая для нашего сообщества сессия: «Корпоративные музеи: маркетинг, или новые культурные точки на карте городов». Сессия прошла в рамках трека «Форум креативного бизнеса» в четвертый день ПМЭФ.

В этом году впервые за историю Питерского экономического форума в рамках деловой программы была раскрыта тема корпоративным музеев. В обсуждении темы приняли участие настоящие мэтры нашей профессии:

  • Оксана Бондаренко, директор, Музей транспорта Москвы;
  • Юлия Бондаренко, директор профориентационно-выставочного центра, ЧОУ ДПО «Учебный центр Фосагро»;
  • Елена Королева, генеральный директор, ООО «Гжель – открытый код»;
  • Мария Курносова, директор по корпоративным коммуникациям, АО «Объединенная металлургическая компания»;
  • Максим Лунев, директор департамента корпоративных коммуникаций, ОАО «Российские железные дороги»;
  • Андрей Тимонов, и.о. директора департамента коммуникаций, Госкорпорация «Росатом»;
  • Анна Трепалова, руководитель направления промышленного туризма ТМК; руководитель музейного комплекса «Северская домна»;
  • Мария Туркина, урбанист, продюсер фестиваля «Ночь заводов»;
  • Модератором дискуссии стала Юлия Петрова, руководитель Музея русского импрессионизма и эксперт по созданию корпоративных музеев.

 

О чем говорили?

Приятно отметить, что дискуссия была максимально практически направленной: у каждого спикера в портфеле нашелся свой флагманский проект. Так, Росатом работает над созданием павильона «Атом» на ВДНХ, который призван раскрыть не только прошлое атомной энергетики, но и отправить посетителей в будущее.

Здесь, кстати, были замечены любимые «грабли» не только корпоративных музеев, но и общеобразовательных: как справедливо отметил Андрей Тимонов, «молодёжь не хочет в историю. Как только они видят исторический трек, они уходят. Как показывать прошлое интересно – большой вопрос. И второе: будущее мы не умеем показывать вообще! Этому стараемся учиться».

Второй вызов, с которым столкнулся Росатом – это необходимость простым языком говорить об очень сложных вещах. Что получился у коллег – увидим уже в ноябре, когда павильон официально запустится.

Мария Курносова, директор по корпоративным коммуникациям, АО «Объединенная металлургическая компания». Еще в 2017 году благотворительный фонд «ОМК-Участие» основал Арт-резиденцию «Выкса», которая сегодня стала полноценным арт-кластером и центром притижения не только жителей региона, но и туристов из разных уголков России. Сегодня компания продолжает инвестиции в развитие кластера: так, к 2026 году ОМК планирует завершить строительство индустриально-туристского центра «Шухов-парк» у набережной Верхнего пруда. Ключевым объектом станет музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», который расскажет историю развития цивилизации через «линзу металла».

Арт-кластер в Выксе является яркой иллюстрацией очень сильной политики по КСО. В первую очередь конечно, это культурный и спортивный досуг для жителей города – одной из значимых задач пространства было отвлечь подростков от алкоголя и наркотиков, предложив им здоровую альтернативу. С другой стороны проект стал драйвером развития экономики города – в сотрудничестве с кластером открылось множество мелких бизнесов. При этом компания четко определяет и свои бизнес-цели, решаемые с помощью объекта. В рамках пространства проводится профориентация, в том числе по техническим и инженерным специальностям. Кроме того, проект рассчитал на формирование лояльности у потенциальных сотрудников.

«Руководство компании ставило цель, чтобы не только сотрудники себя хорошо чувствовали, но и их семьи» – отметила Мария Курносова.

В портфеле РЖД много корпоративных музеев, однако главным из них бесспорно является Музей железных дорог России, находящийся в Санкт-Петербурге. Этот объект – не просто крупнейший технопарк Европы, но и важный инструмент для построения HR-бренда РЖД. Максим Лунев выделил три основных задачи музея: формировать лояльность важных для бизнеса аудиторий: сотрудников и партнёров, разрушать стереотипы из 2000-х про работу на «железке» и привлекать детей, чтобы их «кольнуло в сердце» и дальнейший выбор места работы не вызывал сомнений.

Музейный комплекс «Северская домна», созданный ТМК, стал для компании настоящим центром притяжения. Прямо на территории музея находятся площадки для проведения встреч и внутренних ивентов. Разумеется, все масштабные события для внешних партнеров совмещается с экскурсией: жемчужиной экспозиции является домна для выплавки чугуна – единственная сохранившаяся в таком виде в Европе, образец уральской промышленной архитектуры середины XIX века.

Елена Королёва рассказала об арт-кластере «Город Гжель», который вдохнул новую жизнь в народный промысел (ГК «Народные художественные промыслы», ПАО АФК «Система»). Важной целью, стоящей перед арт-кластером, является формирование кадрового резерва, начиная со школьников.

Фосагро, в свою очередь, заявило о работе над уже четвертным музейным проектом. Уже в декабре этого года в городе Балаково компания интерактивно-познавательный центр «Академия плодородия». Кстати, соглашение о дальнейшем расширении сотрудничества в сфере социально-экономического развития региона Правительство Саратовской области и ПАО «ФосАгро» подписали здесь же, в ходе Петербургского международного экономического форума.

Интересно в контексте корпоративных музеев было послушать про проект московского департамента транспорта – Музея транспорта Москвы. Его задачи вполне сравнимы в бизнесовыми: рассказывать о профессиях и влюблять посетителей в мир автобусом, трамваев и подземных поездов.

В завершение нельзя не сказать пару слов о фестивале «Ночь заводов». Хотя он и не сфокусирован на корпоративных музеях, фестиваль несет очень значимую функцию: помогает предприятиям стать более открытыми для общественности. Разумеется, это позитивно сказывается на HR-бренде заводов-участников.

Любопытно, что каждый из спикеров отметил уникальность своего проекта, без тени сомнения заявив: «Такого еще не было в России». Безусловно, каждый представленный проект является новаторским и может служить примером для подражания – не только в сфере корпоративных музеев, но и для мирового музейного сообщества. Как сказал Андрей Тимонов, «наши музеи должны в промышленных масштабах создавать гордость за страну». Что же, с этой задачей участники ПМЭФ однозначно справились на ура!

ПМЭФ → Форум креативного бизнеса

l

Подать заявку

Осталось совсем мало времени!
Успевайте подать заявку!

Некоммерческое партнерство «Пермское представительство Российской Ассоциации по связям с общественностью» (НП ПП РАСО)
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!