logo icom menu
logo raso menu
logo raso menu

Главная

 • 

Музейная платформа

 • 

Музейное дело

 • 

Статьи

Цифровые технологии в развитии корпоративных музеев

30.11.2022

Пряхина А.В., Нечаева Н.Г. (СПбГЭУ)

Статья посвящена изучению роли цифровых технологий в развитии корпоративных музеев. Современные цифровые технологии переломили восприятие музейных учреждений. В данной статье анализируется практика использования современных цифровых технологий в деятельности корпоративных музеев.

Ключевые слова: цифровые технологии, корпоративные музеи, сфера культуры.

Последнее десятилетие переломило восприятие музейных учреждений благодаря появлению современных цифровых технологий. Роль цифровых технологий растет, они используются в различных сферах деятельности субъектов социокультурной коммуникации. Музеи, стремясь оставаться живой частью общества, все чаще используют разнообразные проекты, предоставляя свои посетителям возможность с культурными достижениями настоящего и прошлого [1: 247]. Проиллюстрируем данные тенденции на примере реализации проектов, представленные на Всероссийский конкурс «Корпоративный музей», а также рассмотрим успешное сочетание классических форм и мультимедийных экспозиций.

Башня музейно-выставочного центра КФ АО «Апатит» – корпоративного музея Группы Компаний «ФосАгро» – одно из первых каменных зданий города Кировска Мурманской области, много лет она выполняла функцию пожарной каланчи. Традиционный подход к разработке музейных экспозиций оказался неприменим из-за специфичной архитектуры. Оттолкнувшись именно от этой проблемы, решили представить на семи этажах планету Земля в разрезе. Каждому этажу отвели по геосфере: от ядра до атмосферы. Объемное представление обеспечили: проекции, сенсорные панели, водный стол, голографические витрины, бинокль с дополненной реальностью, манипуляторы, аудио-сопровождение. «Путешествие из недр Земли в атмосферу» заканчивается на смотровой площадке, где в любое время года можно увидеть «северное сияние», позволяет это сделать проекция на купол башни.

Трансформация музея с обширной коллекцией минералов Хибинских тундр, Кольского полуострова и всего мира продолжила значимую для компании горно-геологическую тему. Башня МФЦ стала визитной карточкой города, интерактивные формы погружают в исторический контекст и расширяют аудиторию, создавая возможность для коммуникации в режиме настоящего времени. Уровень посещаемости вырос до 50 000 человек в год, в городе с численностью населения 25 000 человек.

Конкуренция за внимание аудитории стирают границы привычного образа корпоративного музея. С помощью широкого спектра мультимедийных средств в Музее железных дорог России железнодорожная отрасль показана как наука, как важный игрок в политическом и экономическом «театре», а также участник культурного и социального развития общества. В музее выставлено 118 единиц подвижного состава: подлинные вагоны и локомотивы, специальная железнодорожная техника с конца XIX века по конец XX в., территория музея насчитывает 57 000 кв.м, в экспозиции представлен аудиовизуальный контент по теме железнодорожных профессий, физических процессов, кинетические макеты и художественные инсталляции. Мультимедийная инсталляция «Время вперед!» представляет собой масштабную, яркую проекцию, сопровождающуюся звуковыми и визуальными эффектами, наложенными на паровоз серии СО с помощью 4х проекторов по технологии 3D-мэппинг. Познакомиться с устройством и работой локомотива можно при помощи инсталляции «Виртуальный разрез». В качестве «сканирующего устройства» выступает движущийся экран, на котором демонстрируются все узлы и детали, а также технологические процессы, происходящие в разных частях тепловоза.

Всего в музее представлено 44 мультимедийных инсталляции и около 70 сенсорных киосков и прочего современного оборудования. В музее применены разные подходы к подаче информации видео-, аудио- и кинетические средства. У посетителя есть возможность самостоятельного выбора активности в музее.

По результатам опроса сервиса Superjob, имеющиеся в распоряжении ТАСС, в Санкт-Петербурге с большим отрывом лидирует Эрмитаж, но в топ самых интересных по мнению жителей впервые вошел Музей железных дорог России, которому 30 октября 2022 года исполнилось пять лет [2].

Таким образом, можно сказать, что цифровые технологии стали эффективными инструментами для развития музея. Меняется в целом миссия корпоративного музея. Теперь это не только сохранение культурного наследия, но и публичные пространства для выстраивания диалога с посетителями. Создание цифровых ресурсов помогает расширить музейную аудиторию. Используя инструменты цифрового сторителлинга, т.е. «рассказ истории» с помощью мультимедийных технологий, корпоративные музеи не просто транслируют информацию, а создают условия для личного взаимодействия с экспозицией и эмоционального погружения в тему. К слову, музей «Магнезит» выделил ряд преимуществ виртуального тура: наглядность, можно детально разглядывать процессы, что иногда невозможно на работающем производстве; свобода действий, маршруты на предприятия регламентированы правилами безопасности, а в параллельной реальности можно выбирать по желанию; вовлеченность в интересное путешествие; эффективность, результативность освоения информации с VR выше чем в классических форматах подачи материалов: рассказ, видеофильм, презентация.

Кабинет-музей Владимира Мусаэльяна расположен в штаб-квартире информационного агентства России ТАСС и посвящен истории жизни и творчества одного из самых известных фотожурналистов России, мастера политического фоторепортажа. За 60 лет работы в агентстве он запечатлел важнейшие вехи истории страны: хрущевскую оттепель, эпоху Брежнева, смену сразу нескольких генсеков, распад СССР и жизнь новой России. Музей Мусаэльяна рассказывает о жизни фотокорреспондента, истории ТАСС и страны в целом через избранные фотографии маэстро, личные вещи и предметы интерьера. Получилось создать полноценное мультимедийное интерактивное пространство, которое привлекает внимание и создает эффект полного присутствия хозяина на рабочем месте. С музейным пространством посетителей знакомит аудиогид, который буквально «ведет» гостей по кабинету – от одного экспоната к другому. Благодаря свету, звукам, записям голоса самого маэстро многие предметы интерьера музея в буквальном смысле оживают.

В музейном пространстве важно соблюдать баланс цифровых технологий с уникальными коллекциями. Мультимедийный контент создает нужный эффект, когда он вписан в сценический образ музея. Цифровые технологии изменили роль посетителя с «пассивного» на «активного», помогли развитию коммуникационного подхода в музейные экспозиции и сыграли ведущую роль в определении будущего корпоративных музеев.

Список литературы

  1. Пряхина А.В. Медиапроекты как культуросберегающая коммуникационная технология. Обсерватория культуры. Т.19. №3. С.247-255. 2022
  2. Жители Москвы и Санкт-Петербурга назвали самые интересные музеи // Интернет-портал Рамблер.
    [Электронный ресурс] (дата обращения: 29.10.2022)

Пряхина А.В., Нечаева Н.Г. Цифровые технологии в развитии корпоративных музеев // Коммуникации в условиях цифровой трансформации: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2022 г. / под ред. проф. А.Д. Кривоносова. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022 – С.99-101

l

Подать заявку

Осталось совсем мало времени!
Успевайте подать заявку!

Некоммерческое партнерство «Пермское представительство Российской Ассоциации по связям с общественностью» (НП ПП РАСО)
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!