Очень важное и очень трогательное событие состоялось в корпоративном музее АО «ОДК-СТАР»: директор всероссийского конкурса «Корпоративный музей» Наталья Нечаева передала музею часть своего семейного архива.
Важное и значимое – потому, что именно такие крупицы семейных биографий работников предприятия и формируют общую историю производственных успехов и побед.
Любое прикосновение к страницам личной жизни тех, кто вносил свой вклад в развитие родного предприятия, вызывает душевное волнение от сопереживания тех далёких событий, возвращают нас, сегодняшних, к размышлениям о значимости творческой мысли, духовности и культуры в жизни людей, чьими судьбами складывалась история завода.
О событии опубликована статья в корпоративной газете «Машиностроитель», после получения разрешения от авторов публикуем материал на нашем сайте.
В истории семьи – история завода
Корпоративный музей «ОДК-СТАР» продолжает работу по формированию и пополнению музейных фондов. Здесь ждут всех, у кого есть документы, фотографии и предметы, связанные с историей нашего завода. Каждому, кто передаст в музей материалы, вручается свидетельство дарителя.
Такой документ из рук руководителя музея Владимира Ивашкевича получила Наталья Нечаева, директор Всероссийского конкурса «Корпоративный музей», организатор конкурса «Корпоративный календарь», президент Пермского представительства Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Встреча с ней состоялась в нашем музее в начале августа. Здесь собрались представители корпоративных музеев промышленных предприятий – «Пермских моторов», «Уралкалия», «Редуктора», а также галеристы и журналисты.
Наталья с братом Михаилом Нечаевым, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры «Государственное управление и история» ПНИПУ, решили, что уникальный архив их семьи будет интересен сотрудникам «ОДК-СТАР» и посетителям корпоративного музея. Их родители в 1950-60-е годы работали на заводе имени М. И. Калинина: мама Нина Краузе – контролером и технологом, папа Геннадий Нечаев – бригадиром, затем технологом, какое-то время был замсекретаря комсомольской организации, потом снова вернулся в цех мастером. И оба они были людьми творческими, выступали в народном театре.
Супруги Нечаевы оставили след не только в истории производства, но и в общественной жизни завода. Вот как описывается в одном из номеров газеты «Машиностроитель» в 1960-е годы окончание спектакля «Зыковы» в постановке заводского драмкружка.
В узенькой комнате за сценой разноголосый шум, смех:
– Ох, ну и устала я сегодня!
– Когда репетиция, а?
– Парики складывайте все в одно место!
Актеры в одежде начала века – каждый перед своим зеркалом. Осторожными мазками наносят вазелин, снимают грим. Здесь лесопромышленник Антипа Зыков вновь превращается в револьверщика Колю Замахаева, лесничий Муратов – в технолога Юрия Юрьева, а бывшая непоседа Степка – Люда Королева – стоит уже в современном пальто со свертком в руках, кого-то поторапливая…
Сейчас сложно себе представить, что после тяжелой смены, отработке трудочасов на стройке (чтобы получить комнату в бараке или место для ребенка в детском саду), работники завода принимали участие в спортивных соревнованиях и в художественной самодеятельности: пели в хоре и играли на музыкальных инструментах в вокально-инструментальных ансамблях, постигали тонкости театрального и циркового искусств. Но фотоснимки, которые хранятся и в заводском музее, и те, что принесла с собой Наталья Нечаева, подтверждают это.
Драмкружок при заводе имени М. И. Калинина гремел на весь город. Его руководителем был сам Борис Мамонтов – известный актер пермского драмтеатра. А в числе актеров труппы – токари, контролеры, слесари, фрезеровщики, технологи…
Моя мама, Нина Краузе (Нечаева), играла исключительно главные роли. Папа, Геннадий Нечаев, был характерным актером, – рассказывает о родителях Наталья и демонстрирует старые, но отлично сохранившиеся старые фото.
На них сцены из спектакля «Зыковы», а в роли Софьи – Нина Нечаева. В 1963 году этот спектакль занял первое место в городском смотре клубных самодеятельных коллективов. Это событие не обошло вниманием молодое Пермское телевидение, спектакль «Зыковы» транслировали в прямом эфире. Только в заводском клубе, тогда еще деревянном, его показывали более 20 раз! Такой он имел бешеный успех. Эта пьеса Горького нелегка и для настоящего театра, отмечали в то время театральные критики, но заводские актеры смогли понять ее и передать суть произведения. Впрочем, Борис Мамонтов никогда не ставил перед заводскими актерами легких задач. В репертуаре у драмкружовцев были спектакли «Без вины виноватые», «Мещане», «Иркутская история». Режиссер был убежден, что с каждым спектаклем актерам нужно расти, совершенствовать свое мастерство, учиться передавать противоречия и сложность характеров своих героев. Ко всем спектаклям делали декорации, наносили грим актеры-заводчане сами. А вот шикарные костюмы, ничем не уступающие настоящим театральным, шили на заказ – деньги на них выделял завод.
Родители Натальи были разносторонние люди. Геннадий Нечаев пером владел так же уверенно, как штангенциркулем – популярный рабкор заводской газеты «Машиностроитель», он писал на разные, но всегда важные темы: о производстве, комсомольской жизни, и, конечно же, художественной самодеятельности. Геннадий Александрович возглавлял штаб комсомольского «Прожектора», был ярым пропагандистом, рационализатором. Не отставала от супруга и Нина Геннадьевна. Работая уже на заводе имени Я. М. Свердлова, прима драмкружка возглавила общество книголюбов на втором производстве, участники которого рассказывали в цехах рабочим о биографии поэтов и писателей, читали стихи, распространяли среди заводчан книги, выпускали стенгазету «Книголюб», тем самым прививая любовь к чтению. Тогда вообще шла мода на чтение книг. Кстати, на месте кулинарии, которая располагается возле центральных проходных на нашем заводе, вплоть до 70-х годов был книжный магазин – вместо вывески «Кулинария» здесь висела надпись «Книги».
Для каждого человека самой близкой, самой ценной является история его семьи, – отмечает Наталья Нечаева, передавая документы и фотографии из личного архива в фонд музея. – Каждая семья, как и семейный архив, уникальны. И страшно осознавать, что эти бесценные страницы нашей истории пропадут вместе с нами. Где, как не в корпоративном музее, эти семейные «сокровища» будут сохранены.
Специалист музейно-выставочного центра ПАО «Уралкалий» Ольга Приданникова отметила, что передача семейных архивов в музей – это значимый жест, поскольку история семьи и история завода – это крупицы жизни тех людей, которые тесно связаны с предприятием.
Как правило, представляя промышленную историю, мы говорим о датах, об объемах производства, о конкретной продукции. При этом ничего этого бы не было, если бы не люди. И, конечно, очень важно понимать и узнавать историю через жизнь конкретных людей, представителей династий. Когда музей обращается к своим работникам – это свидетельствует о мощной заинтересованности в сохранении истории своего предприятия, – подчеркнула Ольга.
Директор галереи «Марис-Арт» Татьяна Пермякова впервые побывала в музее «ОДК-СТАР» и тоже поделилась впечатлениями:
Корпоративный музей, на мой взгляд, это место, которое объединяет разные поколения людей, работавших и работающих сейчас на заводе. Именно здесь, в музее, закладывается некое послание потомкам – тем, кто будет работать на предприятии через десять-двадцать… сто лет… И основой такого «разговора» являются документы: письма, грамоты, любые воспоминания о жизни предприятия. И очень важно, чтобы эта историческая база пополнялась постоянно. И, в первую очередь, за счет семейных архивов.
Зачастую люди не знают, что делать со старыми семейными документами, фотографиями, которые остались им в наследство, – рассказала руководитель музея «ОДК-Пермские моторы» Валерия Гаврилова. – В лучшем случае несут их в краеведческий музей или архив, где они так и остаются невостребованными. В худшем – выбрасывают. А ведь из биографий людей, историй отдельных семей складывается история предприятия с интересными поворотами сюжета, начиная с момента его создания и до сегодняшних дней. В корпоративном музее эти личные архивы не будут лежать мертвым грузом – фотографии и документы могут стать материалом для книги или выставки, их будут видеть посетители музея. А это поможет сохранить и расширить наши знания о замечательных людях, которые работали на нашем предприятии. И может быть, открыть неизвестные страницы истории.
Олеся Селиверстова, Майя Горбунова
Газета «Машиностроитель» АО «ОДК-СТАР», 29 августа 2022 г.