logo icom menu
logo raso menu
logo raso menu

Искусство в генетическом коде

22.06.2022

Перспективный PERSPICILLUM ВТЗ

В течение восьми лет на Волжском трубном заводе, входящем в Трубную Металлургическую Компанию, открыт выставочный просветительский проект ВТЗ Perspicillum.

Perspicillum – название, которое дал 410 лет назад Галилео Галилей для своего изобретения, с помощью которого он впервые смог изучать небесные тела и совершать свои самые значительные открытия.

Название для проекта было выбрано не случайно, ведь в основе изобретения гениального итальянца — зрительная ТРУБА и острое желание Галилео направить ее вверх, на звездное небо, чтобы постичь тайны мироздания.

Искусство в генетическом коде

Идея родилась после открытия благотворительной выставки в соматическом отделении детской больницы города Волжского. Тогда ВТЗ привлек известную волжскую художницу Ольгу Крайневу для оформления отремонтированного коридора и палат больницы, чтобы дети быстрее шли на поправку, получив инъекцию искусства и доброты. Яркие постеры, иллюстрирующие и цитирующие известные детские книги, не только украсили однообразные помещения, но стали пробуждать у ребенка интерес к чтению. Принцип «art must work – искусство должно работать» стал краеугольным камнем нового проекта Perspicillum, который реализуется и сегодня.

Первая масштабная выставка Perspicillum открылась весной 2014 года, накануне дня рождения ТМК. Это была экспозиция фотоинсталляций «ВЫСОКО О ГЛАВНОМ 2.0» и арт-объекта «РОЖДЕНИЕ ТМК». На стенах фойе второго этажа здания заводоуправления ВТЗ появились яркие постеры, в центре – макет телескопа, прототипом которого послужил телескоп 18 века, а место обычной потолочной плитки заняло звездное темно синее небо с иллюстрациями созвездий из атласа Яна Гевелия «Уранография». По замыслу автора проекта и куратора корпоративных выставок ВТЗ, начальника управления по связям с общественностью и органами власти ОП ТМК в г. Волжском, руководителя аппарата управляющего директора ВТЗ Игоря Малюгина, помимо решения просветительских задач, достигалась главная цель – понимание глобальной сущности ТМК. И, конечно, отождествление сотрудником себя самого, не только как части коллектива отдельного предприятия, но как части единого коллектива единомышленников всех дивизионов ТМК.

 

Создавая связи

Добрая половина десятитысячного коллектива волжских трубников – это люди до 40 лет. Как разговаривать с молодой аудиторией, чтобы сохранить преемственность поколений металлургов? В качестве одного из ответов участники проекта предложили в формате выставки черно-белых фотографий, запечатлевшие тех, кто в начале истории ВТЗ приехал в таком же молодом возрасте строить, а затем и работать на предприятии. Экспозиция получила название «MADE IN USSR». Портреты первых заводчан, сделанные фотокором заводской многотиражки «Волжский трубник» Петром Магуйло, не могут не притягивать: ясный и открытый взгляд, искренняя улыбка и часто особый задор невольно переносят зрителя в эпоху «развитого социализма», связывая особыми эмоциональными нитями людей разных возрастов. Интересно, что эмоциональный контекст выставки был дополнен историческими событиями и фактами, короткими, но емкими описаниями предметов и быта советского человека, обеспечив полное погружение зрителя в тему и создавая прочные связи между поколениями волжских трубников.

Конечно, для диалога с молодой аудиторией необходимо использовать новые преимущества, которые дает нам цифровая реальность. Это наглядно продемонстрировала мультимедийная выставка «СИМФОНИЯ ДЛЯ ТРУБЫ», в которой как раз решалась противоположная задача – не поместить человека сегодняшнего дня в исторический контекст прошлого, а вывести из производственной ситуации, позволить по-новому взглянуть на обычный предмет, с которым связан каждый день трудовой биографии – на трубу. Применив технологию QR-кодов, авторам выставки удалось «оживить» необычные изображения музыкальных инструментов на основе трубы разных времен и народов: эолова арфа, орган, диджериду, саксофон. Эффект был ошеломляющий: посетители выставки торопились скачивать приложение и наслаждались музыкой. Важно, что помимо инструментальных звуков, можно было услышать, как звучат цеха ВТЗ, ведь симфония производства – симфония для трубы, складывается из слаженной работы каждого подразделения, связывая всех сотрудников предприятия.

 

Новое качество

Быть актуальными вызовам сегодняшнего дня, идти в ногу с производством, иногда забегая вперед и задаваясь вечным вопросом: что там, за горизонтом? Вот еще одно из главных условий работы проекта Perspicillum. Особенно ярко он реализуется во время событий российского масштаба, будь то конференция «Газпрома» и ведущих предприятий-производителей труб на ВТЗ в 2015 году – выставка «ЭНЕРГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА – ЭТО….», или участие в мероприятиях Года экологии в России – выставка «ГЕНЕЗИС» в 2017 году.

Первая выставка получила название атмосферной, ведь что такое атмосфера, как не смесь газов, благодаря которым существует жизнь на земле. А что такое данная конференция, как не встреча профессионалов трубной и газодобывающей отраслей, чье эффективное сотрудничество способствует развитию России.

Вторая выставка стала нарративной. Экспозиция «ГЕНЕЗИС» рассказывает об истории промышленного производства на левом берегу реки Ахтуба, где сегодня расположился город Волжский, а также роли ВТЗ в сохранении и поддержании экологического баланса между потребностями производства и сохранением окружающей среды.

 

Трубные ответы

Как часто мы задаем себе трудные вопросы? Умеем ли мы их задавать? Способны ли находить на них ответы? Этими ощущениями пронизан арт-объект «Трубные ответы».

С активным внедрением в жизнь цифровых технологий, она стремительно изменяется, многие вопросы решаются с помощью нескольких кликов клавиатуры или касаний экрана мобильных устройств. Как результат – мы отвыкаем самостоятельно думать, и принимать решения — «Не знаешь ответа? Гугл в помощь!». Но поможет ли нам искусственный разум найти ответы на вечные вопросы — о жизни и смерти, любви и предательства, отношениях отцов и детей? Теряя навык самостоятельного поиска ответов на трудные вопросы, мы теряем в первую очередь себя, становясь в конечном счете биологическим «приложением» к своим гаджетам.

Современное производство в мире глобальной конкуренции – это всегда поиск ответов на трудные, а в нашем случае одновременно и «трубные» вопросы, практиковать сложное – навык, все более востребованный на всех уровнях производства. Именно поэтому в рамках проекта Perspicillum проходят авторские выставки ярких региональных художников и скульпторов: Ольги Крайневой, Геннадия Черноскутова, Сергея Щербакова, Николая Симкина.

Проект Perspicillum позволяет позиционировать завод для разных аудиторий как современное предприятие, где искусство является средством построения диалога и коммуникационным каналом, посредством которого транслируются ценности и вырабатываются смыслы.

Внедрение гена актуального искусства в генетический код предприятия позитивно сказывается на восприятии и оценке бренда заинтересованными группами, укрепляет его репутационный капитал – опыт первой пятилетки только подтверждает этот факт. Сегодня проект вышел за «проходные завода» — в прямом и переносном смысле.

Выставки с успехом экспонировались на предприятиях группы ТМК, принимали участие в Уральской индустриальной биеннале современного искусства, регулярно демонстрируются в городских выставочных пространствах, помогали решать корпоративные задачи при проведении Дня инвестора на Лондонской бирже и при подготовке корпоративных отчетов. Каталоги выставок «ART-TUBE» пользуются хорошим спросом у гостей ВТЗ, буквально разлетаясь по регионам России, странам и континентам. В 2019 году издательский проект получил высшую награду Всероссийского конкурса «Корпоративный музей».

Проект Perspicillum растет и развивается вместе с его участниками, а это не столько художники и дизайнеры, но в первую очередь те, кто работает на предприятии, кто своим трудом вносит вклад в развитие производства и всей компании.

l

Подать заявку

Осталось совсем мало времени!
Успевайте подать заявку!

Некоммерческое партнерство «Пермское представительство Российской Ассоциации по связям с общественностью» (НП ПП РАСО)
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!