Афанасий Михайлович, на Ваш взгляд, какие дополнительные возможности и условия нужно создать для того, чтобы корпоративные музеи развивались? Что еще необходимо для их дальнейшего развития?
Прежде всего, мы должны понимать, что корпоративные музеи — явление неоднородное. Так, в некоторых компаниях корпоративный музей занимает несколько сотен или тысяч квадратных метров и сохраняет десятки тысяч музейных предметов, в других корпорациях сформированы музейные сети и в каждом подразделении есть свой музей, а на некоторых предприятиях — это небольшие «информационные центры» или «красные уголки».
Кроме того, к сожалению, не существует статистики по количеству корпоративных музеев в России и объемам их коллекций. Связано это с тем, что с точки зрения Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ «музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом». Иными словами музей, с точки зрения закона — это юридическое лицо. Большинство корпоративных музеев является подразделениями компаний, следовательно, с точки зрения органов власти они музеями не являются. Соответственно, работы по сбору статистических данных по этому сектору музейной сферы не ведутся. Лишь в отдельных регионах органы исполнительной власти периодически проводят мониторинг негосударственных музеев, но это работа ведется не систематически и часто на добровольных началах. Поэтому о количестве корпоративных музеев и объемах их коллекций можно судить исходя из экспертных оценок.
Согласно информации наших коллег, число музеев этого типа превышает три тысячи, то есть их больше, чем государственных и муниципальных музеев вместе взятых. Одновременно, все корпоративные музеи находятся в разном положении, и зависит оно от позиции учредителя, то есть компании, которой конкретный музей принадлежит. Также и развитие корпоративных музеев возможно только в связи с решением руководства владельца музея.
Поэтому отвечая на вопрос, я бы сказал, что для их дальнейшего прогресса необходимо, чтобы учредители понимали те плюсы, которых можно добиться с помощью этих «непрофильных активов», как их часто называют. Польза, которую могут извлечь корпорации из своих музеев, сильно зависит от ситуации, складывающейся внутри компании. Если говорить общими словами, то музей для компании — одновременно и активный инструмент корпоративной культуры, и один из аспектов социальной ответственности компании, и элемент устойчивого развития.
Часто приходится слышать о необходимости государственной поддержки корпоративным музеям. Интересно услышать Ваше мнение на этот счет. Считаете ли Вы, что предприятиям, на которых вполне успешно функционируют музеи, должны полагаться некоторые льготы, скажем, в части налогообложения?
Все музеи должны функционировать в равных правовых условиях, а следовательно, обладать с точки зрения закона равными возможностями. Речь не идет о льготах для самых активных — должны быть обеспечены равные права. Вместе с тем, необходимо помнить, что государство и общество в равной степени отвечают за сохранение наследия и развитие культуры. Мы вместе должны сохранить то наследие, которое сохраняют корпоративные музеи. Оно зачастую очень уникально, но при этом наименее защищено в силу тех причин, которые мы обсуждали выше.
Коллекции корпоративных музеев имеют большое значение для истории науки и индустрии, которые не получили должного места в государственных учреждениях культуры или в учебниках. Нужно понимать, что в корпоративных музеях нередко хранятся уникальные экспонаты, которые мы не имеем права потерять. Добиться решения этих задач было бы можно путем принятия изменений в действующее законодательство. Прежде всего, я говорю о тех изменениях в 54 Федеральный закон, которые я упоминал выше, так как они позволят корпоративным музеям вносить экспонаты в Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации. Включение в состав Музейного фонда даст экспонатам государственную защиту, а музеям это позволит снять их с бухгалтерского учета.
Афанасий Михайлович, корпоративные музеи в нашей стране и за рубежом отличаются друг от друга? Если — да, то насколько существенно? Какие проблемы стоят перед корпоративными музеями в России и в странах Европы?
Я уже говорил, что корпоративные музеи даже в пределах одной страны или даже одного региона сильно отличаются, соответственно, делать обобщения при сравнении ситуации в музейном ландшафте разных стран достаточно сложно. Кроме того, это проблематично и в связи с различиями законодательств в России и странах Европы. Поэтому я бы постарался просто классифицировать корпоративные музеи как таковые.
А если обобщить, то можно выделить два глобальных типа, которые существуют и в Европе, и у нас в стране: это музеи, которые открыты для широкой публики, и музеи, целевой аудиторией которых являются сотрудники компании, а также их гости. Соответственно, и задачи, которые стоят перед этими музеями, их подходы к построению экспозиции и ведению работы с посетителями сильно различаются. При этом чисто статистически в Европе больше музеев первого типа, чем в России; в нашей же стране пока превалируют корпоративные музеи второго типа. Но как вы понимаете, решение о политике работы музея зависит от учредителя, а также обстоятельств, связанных с инфраструктурой.
Если же отвлечься от вопросов, связанных с законодательством, а также инфраструктурных особенностей, то проблемы, стоящие перед корпоративными музеями в России и в Европе одинаковые: финансирования, сохранения коллекции и развития музея. Эти вопросы зависят от позиции руководства компании, которое может принять то или иное решение, которое может быть позитивным для развития музея или же, наоборот, привести к его закрытию. Поэтому мы не можем говорить о защищенности корпоративных музеев в Европе.
Какой, по Вашему мнению, является основополагающая цель Конкурса корпоративных музеев? Какую роль может сыграть этот конкурс в деле развития корпоративных музеев?
Главная цель конкурса, на мой взгляд, это помочь корпоративным музеям заявить о себе, одновременно доказать свое значение руководству компании, которой принадлежит этот музей. Кроме того, этот конкурс вполне может стимулировать формирование сообщества корпоративных музеев, которое позволило бы им активнее общаться друг с другом, а также с представителями государственных и муниципальных музеев, и как следствие — реализовывать совместные проекты и проводить выставки.
Также появление сообщества корпоративных музеев может способствовать решению ряда насущных проблем этого типа музеев, в том числе, в защите «цеховых» интересов. Конечно, публичный и широкий конкурс может способствовать решению перечисленных задач, развитию корпоративных музеев, а также их включению в общемузейную парадигму. Кроме того, конкурс может являться своеобразным трамплином для новых музеев или тех учреждений, которые прошли через реэкспозицию, так как общественное признание — это серьезный аргумент для учредителя и стимул для коллектива для дальнейшего движения и работы на благо сохранения наследия.
Справка:
Гнедовский Афанасий Михайлович
Исполнительный директор ИКОМ России.
Гнедовский Афанасий Михайлович окончил РГГУ, историко-филологический факультет.
Работает в ИКОМ с декабря 2008 года. С 2011 года является Исполнительным директором.
- 03.2013 – 12.2015 — Член Экспертного совета Постоянного комитета по культурной политике и туризму Парламентской Ассоциации Северо-Запада России.
- 01.2014 – 07.2016 — Член Постоянного комитета по финансам и ресурсам Международного совета Музеев.
- 06.2018 – н/в — Член Постоянного комитета по выдвижению кандидатов и проведению выборов Международного совета Музеев.