По итогам вебинара Ирина Кирюхина, директор по развитию бюро музейной сценографии «Метаформа», поделилась экспертным мнением.
Поговорим про номинацию «Выставка года». Выставка в силу кратковременности своей жизни – явление довольно эфемерное, ведь в конце её разберут и на память останутся фотографии и отзывы зрителей. Это формат, в котором можно пофантазировать, включить побольше смелости, поэкспериментировать с художественными решениями и материалами. При этом на выставку придёт посетитель, который скорее всего уже был на постоянной экспозиции и теперь хочет узнать и увидеть что-то новенькое, поэтому для музея это всегда возможность нового или несколько иного высказывания.
Позволю себе поделиться несколькими мыслями по поводу номинации:
1. Баланс смысла и формы.
В логике музейной сценографии форма всегда следует за содержанием. Важно сначала найти и сформулировать свой нарратив, мысль, которую транслирует выставочный проект. И уже только после этого приступать к созданию ТЭП и художественного решения.
Здорово, если получается выйти за пределы корпоративного повествования и найти какой-то интересный ракурс, который вовлечёт зрителей. Например, из проектов прошлых лет можно вспомнить выставку «Кнорозов и шоколад» в Музее истории шоколада и какао холдинга «Объединенные кондитеры». Выставка связала шоколад и науку через личность учёного, расшифровавшего письменность индейцев майя.
Если говорить о том, какая может быть форма, то было бы неправильно ставить знак равенства между интересностью и бюджетом. Да, при хорошем бюджете «есть где развернуться», но в выставочном формате многие яркие идеи и интерактивные элементы могут быть сделаны при весьма скромных бюджетах. В ход идут ткани, быстро возводимые конструкции, сетки, пенокартон, палеты, магнитные элементы. И не страшно, что это не антивандально и не навсегда, ведь это временное решение.