logo icom menu
logo raso menu
logo raso menu

Главная

 • 

Музейная платформа

 • 

Музейное дело

 • 

Статьи

Музей как элемент корпоративной культуры организации

10.03.2023

А.В. Пряхина, Н.Г. Нечаева
Санкт-Петербург, Россия

В статье рассматривается феномен музея как значимого элемента корпоративной культуры и его особой роли в формировании позитивного имиджа организации.

Ключевые слова: музей, корпоративная культура, коммуникации в организации.

Одной из проблем современного исследования феноменологии и статуса музея является качественное осмысление тех тенденций, которые явились результатом развития музеев в конце XX века, и определение его состояния на современном этапе. На рубеже XX-XXI веков традиционное понимание музея как хранителя культурных ценностей претерпело значительную трансформацию, связанную с изменениями, произошедшими в музейной практике. [3] Появление музеев новых типов, расширение функционала музеев, внедрение новых моделей развития, увеличивающих области социального охвата требует новых теоретико-методологических подходов, позволяющих анализировать многообразие новых граней музейной практики. Рассмотрим группу корпоративных музеев.

Приоритетная ориентация на интересы своих компаний (независимо от размеров, форм собственности, ведомственной, отраслевой, территориальной или иной принадлежности) отличает корпоративные музеи от других групп музеев. Они решают специфические музейные задачи: предметное документирование, сохранение, осмысление, трансляция и продвижение идеалов и ценностей прошлого и настоящего, при этом делают это преимущественно на образцах и примерах своих корпораций и, прежде всего, в интересах развития своих корпораций (компаний, фирм, предприятий, заводов, учреждений и т.п.). [1]

В Министерстве культуры РФ корпоративные музеи относят к общей группе частных музеев, рассматривая исключительно по форме собственности, а не по особой миссии. Между тем приоритетная ориентация на интересы своих компаний выделяет корпоративные музеи. Этот тип музеев количественно в разы превышает государственные и муниципальные, вместе взятые, и требует к себе должного внимания.

Исследователь музейного проектирования Н. Никишин считает парадоксальным тот факт, что российские корпоративные музеи на протяжении длительного периода времени находятся вне фокуса внимания научной и профессиональной общественности. Ученый утверждает, что такое противоречие связано с целым комплексом серьезных проблем в контексте современной организационной, отраслевой и общегосударственной культурной политики, а также с особенностями его научно-практического и информационным сопровождением. Развивающийся Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» способен приблизить нас к выходу из противоречивой ситуации. [2]

К слову, в 2018 году появляется конкурсное пространство, которое возглавляет движение к объединению и популяризации культурных ценностей корпоративных музеев. Стоит сказать, что аналогов подобного конкурса, направленного на группу корпоративных музеев, нет не только в России, но даже в мире. Результат опроса среди участников конкурса показал, что для большинства музеев (40%) он стал выходом в публичное пространство и инструментом преодоления информационной изоляции. 21% оценили возможность профессионального роста, повышения квалификации; 18% приняли участие в конкурсе ради популяризации музея на самом предприятии, повышения его роли в корпоративной культуре; 16% голосуют за привлечение внимания к статусу, утверждение особой культурно-социальной миссии корпоративных музеев в стране.

Корпоративные музеи уникального конкурса меняют общепринятое мнение о своей «закрытости», привлекая внимание широкой аудитории. Как мы дорожим семейными фотографиями и свидетельствами успехов своих родных, так и в коллективах бережно хранят память в музейных залах, для своей компании, для истории России. Они несут культурную и образовательную миссию, заботливо сохраняют память об индустриальном развитии страны, духовно-нравственные традиции и многое другое. Это тот культурный код, который формируется и передаётся из поколения в поколение трудовыми династиями, институтом наставничества, профессиональными сообществами.

Зачастую, корпоративные музеи, функционирующие в организациях различных отраслей, выполняя функции поддержания корпоративных коммуникаций, направлены главным образом на профориентацию и редко выходят за рамки интересов своей организации. Зачастую информация о музее не представлена даже на сайте компании. Этот фактор влияет на возникновение больших сложностей в объединении этой группы музеев. На сайте конкурса «Корпоративный музей» ведётся реестр, где можно получить информацию о музеях организаций всей России.

Музеи компаний сегодня не только сохраняют свой культурный код, но и формируют новые пространства на своих территориях, создают маршруты промышленного туризма. Новые современные экспозиции открывают в городах своего присутствия известные компании: Газпром Лукойл, РЖД, Гознак, Россети, ТМК, СУЭК, «Уралкалий», ТАСС и многие другие.

Опыт работы корпоративных музеев представляет собой ценные знания и практики, которые востребованы в государственных, частных и других типах музеев. Обмен идеями и реализация совместных проектов, выставок и конференций – способствуют развитию не только самих учреждений, но и музейного сообщества в целом.

Библиографический список

  1. Всероссийский конкурс «Корпоративный музей».
    [Электронный ресурс] (дата обращения: 08.02.2023)
  2. Корпоративные музеи Интервью с Николаем Никишиным.
    [Электронный ресурс] (дата обращения: 08.02.2023)
  3. Сапанжа О.С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика // ВМ. 2012. №1.
    [Электронный ресурс] (дата обращения: 08.02.2023)

Пряхина А.В., Нечаева Н.Г. Музей как элемент корпоративной культуры организации. // Гуманитарные науки и вызовы нашего времени: сборник мате-риалов V Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 9-10 марта 2023 г. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. – С.176-178

Лауреаты

V Национальной премии «Корпоративный музей»

Некоммерческое партнерство «Пермское представительство Российской Ассоциации по связям с общественностью» (НП ПП РАСО)
Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь»

Подписка на новости

Будьте в курсе всех событий конкурса. Узнавайте о новостях первыми!