За небольшой период существования единой площадки у организаторов Национальной премии собралось много бесценного материала, который захотелось сохранить и передать другим, в результате было принято решение выпускать ежегодный Альманах и распространять опыт лучших корпоративных музеев в печатной версии.
В первом выпуске Альманаха авторов прежде всего интересует генезис группы корпоративных музеев, их цикличное развитие. В настоящее время происходит возрождение музейных центров исторической памяти на предприятиях и в образовательных учреждениях, как это произошло в советское время. Важно было собрать информацию в единый рассказ о развитии этого явления в обществе в советский период и поговорить об истории каждого уникального музея отдельно.
Тема истории создания корпоративных музеев в России выбрана неслучайно и своевременно. С исторической памятью связан патриотизм – любовь к Родине, национальным ценностям, своей культуре. Россия переживает сложный период: сейчас, как никогда, представляется важным диалог об исторической памяти, без которой нет преемственности поколений, нет истории народа и нет будущего. Память о прошлом помогает сохранять свою национальную идентичность.
В Альманахе приняли участие 27 авторов из 25 корпоративных музеев. Истории рождения музеев предприятий, неиссякаемая энергия их основателей, энтузиазм коллектива, включённого в процесс собрания коллекций, вдохновили каждого из авторов этого сборника поделиться своим рассказом.