Прогулять школу всегда заманчиво. Даже если урок все равно будет. Новый вариант популярного у методистов формата «урок в музее», одним из инициаторов развития которого стал Музей истории ВМЗ, нравится и учителям, и школьникам. Настолько, что даже логотип программы придумал один из «прогульщиков». Образовательный ПРОект Городской Учебный Ландшафт, а именно так расшифровывается название «Прогул», получил диплом III степени V Национальной премии «Корпоративный музей» в номинации «Лучший образовательный проект».
Начиная проект, организаторы ставили перед собой задачу сформировать в Выксе единое образовательное пространство, где урок может проходить в любой точке города – не только в школах и музеях. Частью учебного ландшафта становятся площадки культурных институций, промышленные объекты и даже городской парк. За три года существования проекта к проекту присоединились все школы города, а теперь о своем желании участвовать в нем заявляют и детские сады.
Новый «учебный день»
Проект ProГУЛ был вдохновлен совместной программой Департамента образования и науки и Департамента культуры Москвы «Учебный день в музее». И, как в московском проекте, первоначально планировалось, что занятия будут проходить только на территории музея и производственных площадках завода для школьников 7-11 классов по темам гуманитарных и технических дисциплин. Но по мере реализации проект стал быстро расширяться. В Выксе решили по-максимуму выявить и использовать образовательный потенциал учреждений практически всех сфер города. В этом Музей поддержали Управление образования города, Благотворительный фонд ОМК-участие, городской методический центр Москвы, Государственный музей-заповедник Царицыно, Музей истории ВМЗ, филиал корпоративного университета ОМК и, конечно, руководство самого АО «ВМЗ».
Системность и методика
Немаловажной частью проекта стала организационная подготовка: потребовалось разработать управленческую модель, определить порядок правового обеспечения занятий, согласовать со всеми заинтересованными сторонами документацию. Следующий этап – подготовка собственно занятий. Для этого необходимо было сначала познакомить педагогов-участников проекта с опытом музейных уроков и методикой их разработки. Поэтому первыми «прогульщиками» стали учителя – на мастер-классах и консультациях они осваивали новые для себя приемы и подходы.
Десять пилотных уроков прошли в Музее истории ВМЗ в апреле 2021 года. Опыт оказался очень успешным. Настал этап развития и тиражирования. И здесь очень помог изначально заложенный системный подход и к организации уроков, и к методической подготовке учителей. В августе 2021 года прошла первая педагогическая конференция по распространению опыта реализации проекта, а уже в мае следующего года конференция «Образование и город». Проведены 40 демонстрационных занятий, участниками которых стали более 600 человек на 8 городских и промышленных площадках. Издано методическое пособие, создана видеоинструкция.
Задача – создавать условия
Развивалось сотрудничество с культурными институциями, и в результате сейчас уроки проводятся почти по всем предметам школьной программы, включая начальную школу. Большая часть уроков проходит на базе Музея истории ВМЗ – с опорой на экспозиции и материалы музея. И это не только ожидаемые в музее завода физика, математика, история, технология, но даже такая, как кажется, далекая от производства литература – например, для урока по лозунгам сотрудники музея «прошерстили» всю свою обильную коллекцию плакатов и почетных грамот.
Задача музея – не дать готовые решения, а создать условия педагогам для подготовки и проведения занятий. Это касается и содержания урока, и организационных решений. Учителя заранее посещают музей, ищут смысловые точки, разрабатывают сценарий урока. Серьезная методическая подготовка требует усилий, но результат их оправдывает.
Запрос на проведение уроков постоянно растет. Поэтому на сайте музея появился новый функциональный раздел. Здесь собрана база методических материалов с удобной системой поиска по учебному предмету и классу, выложены видеозаписи уроков. Есть форма автоматического бронирования дня и времени проведения. Платформой пользуются 130 учителей всех 20 школ города.
ProГУЛ получил статус муниципальной сетевой инновационной площадки. Признание руководства города и региона – важный показатель эффективности проекта. Но еще важнее востребованность проекта со стороны школ, энтузиазм детей и педагогов, огромный запрос на продолжение и развитие проекта.