Проект «Индустриальный пейзаж» музея филиала «Азот» АО «ОХК «УРАЛХИМ» (Пермский край, г. Березники) завоевал диплом II степени в номинации «Корпоративная социальная ответственность» V Национальной премии «Корпоративный музей».
Филиал «Азот» компании «Уралхим» – преемник Березниковского химического комбината, первенца азотной промышленности СССР. И сам город появился именно благодаря строительству комбината. В последнее время обозначилась проблема: город воспринимается как место только для работы. Многие березниковцы считают, что за культурой и красотой нужно ехать в другие города. Изменить это представление, показать, насколько красивым может быть место, где работаешь и живешь, и стремились организаторы проекта.
Красоту можно увидеть и в заводских постройках – вопрос в том, кто и как смотрит. Подтверждением этому стали многих произведения в жанре «индустриальный пейзаж». Он помогает «соединить» в сознании людей промышленность и культуру, показывает красоту созидательного труда.
Первым этапом реализации масштабного арт-проекта к 90-летнему юбилею комбината и города стал цифровой пленэр, проведенный на территории предприятия. В ноябре 2021 года девять художников сделали более тысячи фотографий. Динамики происходящему придало участие съемочных групп местных и региональных телеканалов. Художники снимали комбинат, а журналисты – то, как художники это делают.
Второй этап – конкурсный отбор произведений, созданных на основе «натурных» снимков, для юбилейной выставки. В итоге в марте 2022 года на выставке «90 – время роста» в городском историко-художественном музее были представлены 34 работы, выполненные в разных техниках: живопись, акварель, графика и других. На всех работах – виды промышленного предприятия, но выставка при этом получилась очень личной и человечной. О том, в чем они увидели красоту и что для них значит завод, рассказывали сами художники. Голоса художников, которые можно было услышать, перейдя размещенным рядом с произведениям QR-кодам, гораздо лучше передают восхищение индустриальной натурой и вызывают больше эмоций, чем отпечатанные аннотации и выставочные каталоги.
Выставка имела несомненный успех. За время экспонирования ее в Березниковском историко-краеведческом, а затем корпоративном музее филиала «Азот» ее посетили более 20 000 человек. А с учетом передвижной выставки, постов в соцсетях, телерепортажей и публикаций аудитория составила более миллиона зрителей.
И аудитория продолжает расширяться. Работы, созданные художниками, были отпечатаны в виде набора постеров – теперь устроить выставку можно в любом пространстве, включая заводские цеха. Сюжеты картин стали визуальной темой для сувениров и презентационных материалов компании. Есть варианты изображений, оптимизированных для того, чтобы использовать их в качестве заставок для экранов компьютеров и смартфонов. Возможно, в будущем появятся и другие форматы продолжения проекта.