Музей ОАО «Тверской вагоностроительный завод» основан в 1968 году. В музее собрано около 10 тысяч экспонатов основного и вспомогательного фондов. Цель музея ОАО «ТВЗ» — сохранение предметов и документов, связанных с историей предприятия и отрасли вагоностроения; экскурсионная, исследовательская, фондовая, просветительская и воспитательная работа для формирования и развития корпоративной культуры компании.
На сегодняшний день в пяти залах музея размещена экспозиция, в которой отражены все этапы развития российского пассажирского вагоностроения.
Зал 1. Основание завода (1898 г.). Становление и роль Тверского вагоностроительного завода в становлении отечественного пассажирского вагоностроения дальнего следования. Период: вторая половина XIX века – до 1917 года.
Зал 2. Судьба страны в судьбе завода: национализация, индустриализация. Завод в годы суровых испытаний: Великая Отечественная война. Период: 1918 – 1945 год.
Зал 3. Единственное предприятие СССР по производству цельнометаллических пассажирских вагонов дальнего следования локомотивной тяги. Период: 50-е – 60-е годы ХХ века.
Зал 4. Освоение высоких скоростей: создание вагона-лаборатории на реактивной тяге, первый скоростной экспресс, экспресс «Русская тройка» (РТ-200). Интернациональные связи завода в советский период. Период: 70-е – начало 90-х годов XX века.
Зал 5. Освоение производства всего модельного ряда пассажирских вагонов. ОАО «ТВЗ» в составе АО «Трансмашхолдинг». Современная линейка железнодорожного подвижного состава. Период: 90-е годы ХХ века – по настоящее время.
Тверской вагоностроительный завод (входит в состав АО «Трансмашхолдинг») – единственное в России предприятие по созданию различных типов пассажирских вагонов локомотивной тяги для скоростей движения до 200 км/ч. Завод специализируется на выпуске одно- и двухэтажных пассажирских вагонов, различных типов грузовых вагонов и вагонов спецназначения, тележек для подвижного состава магистральных железных дорог, а также электропоездов нового поколения «Иволга», участвует в производстве вагонов метро и низкопольных трамваев.